Нет изображения

Закрытые и открытые структуры в традиционных женских обрядах

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Казахская невеста имела под подбородком замкнутый контур из серег и соединяющей их цепочки, который позже открывался.
2. Девичье украшение әйкел представляет замкнутый контур, охватывающий грудь наискосок и защищающий зону сердца.
3. «Тұлым» – прядки утробных волос над ушами девочки – следует рассматривать в семантическом гнезде тұл, тұлдау, тұлға, тұлпар. Пряди тұлым рассматривались как носители души, жизненной силы девушки, женщины.
4. В одну косу невесты вплетаются две пряди «утробных» волос, таким образом на затылке образуется замкнутый контур из двух «тұлым».
5. После замужества или в ходе свадебных обрядов цепочка, соединяющая серьги, снимается, также как и девичье украшение әйкел. Две боковые пряди «утробных» волос вплетаются в две косы вместо одной. Таким образом, налицо смена закрытого контура открытым, как и в случае со сдвинутыми и раздвинутыми ногами средневековых каменных скульптур.

ИСКУССТВО ВОИНСКОЙ КАСТЫ

Зира НАУРЗБАЕВА «Прекрасное – это та часть ужасного, которую мы можем вместить».Р.-М. Рильке Музыкант и исследователь традиционной культуры Таласбек Асемкулов утверждает, что казахское профессиональное искусство […]

ДРЕВНЕТЮРКСКИЕ ИСТОКИ БРАТСТВА БЕКТАШИЙА И КАЗАХСКИЕ САЛ-СЕРИ

З.Ж. Наурзбаева Аннотация: Генезис суфийского ордена бекташийа особенно интересен для исследователей казахской традиционной культуры, т.к. по информации Т. Асемкулова казахские сал-сери Восточного Казахстана еще в […]

КАМБАР И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ВЕКА

. 10 Зира Наурзбаева Камбар – это интереснейший персонаж центральноазиатской мифологии. энциклопедический словарь, составленный в советское время, так характеризует его: «Камбар, персонаж мифологий народов Средней […]

Нет изображения

Мифологический образ морской лошади и имя батыра Сюйингара

Зира НАУРЗБАЕВА Жардему Курмангазиеву Имя адайского батыра XVIII-XIX  веков Сюйингары составлено из двух компонентов: Cүйінғара – сүйін + ғ(қ)ара. Значение второго компонента қара вполне прозрачно […]

Нет изображения

Культурологический комментарий для изучающих текст героического эпоса «Қобланды батыр» в рамках проекта «Кобланды» — наизусть»

Зира Наурзбаева   Ролик пилотного проекта «Кобланды — наизусть» см. на Youtube Полный вариант комментариев см. на специальном  сайте проекта «Кобыланды — наизусть» Kieli7su.kz В […]