ТРАДИЦИОННАЯ ТОПОНИМИКА – ОТРАЖЕНИЕ КОСМОСА КАЗАХСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Зира Наурзбаева Статья подготовлена по проекту ГФ МОН РК АР08856485 «Космос» в культурном ландшафте Казахстана: социальное и культурное измерение», 2020-2022 гг. Аннотация Анализ традиционных топонимов […]

Нет изображения

Травмы истории и их влияние на современных казахов в романе Таласбека Асемкулова «Полдень»

В центре романа – музыка и музыканты, но у казахов исполнение короткой инструментальной пьесы «күй» обязательно предварялось рассказом об истории произведения, кроме того, мальчик слушает рассказы аульных стариков-музыкантов о трагических событиях казахской истории ХХ века, участниками которых они были. Герой романа Аджигерей живет как бы в двух мирах – советский казахский аул 1960-х годов и казахская устная история от древности до современности.

ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ: ИГНОРИРУЯ МЕСТА ПАМЯТИ

«Мы живём, под собою не чуя страны…» Эти строки Осип Мандельштам написал совсем в другом контексте, но, глядя, как у нас пытаются развивать внутренний туризм, удивляешься не только размаху коррупции, бессистемности программ, но и отсутствию душевной связи с родной землей.

Обложка Полдень

Три произведения об искусстве кюйши на русском языке под одной обложкой!

Полдень: роман / Таласбек Асемкулов.Старый кюйши: рассказ / Таласбек Асемкулов.Соперница: киноповесть / Зира Наурзбаева. Недавно американский критик Тимоти Уолш написал в обзоре казахской литературы на […]

Нет изображения

«Травелоги» в ранних казахских романах

Нам интересно понять, как казахские писатели в 1920-30 годах видели степь, дорогу, ландшафт, поселения, сакральные объекты, что было важно для них, на что они обращали внимание. Литературные тексты − это, по существу, единственное окошко, позволяющее понять, как воспринимали пространство вокруг себя потомки вчерашних номадов.

Отпан-тау – Караульная гора эпохи глобализации?

Я обсудила с краеведом Султанбеком Кудайбергеном идею зажигать  огонь на Амал, весьма напоминающую зороастрийский обычай на Наурыз тушить старые огни и зажигать новый, «чистый» огонь.  По его словам, обычая собираться на горе, зажигать специальный огонь на Амал раньше не было. Но в жизнеописании  малоазийского суфия-каландара Отман-баба «Вилайет-наме-и Отман Баба» (1478 г.) отмечается обычай зажигать священный огонь на вершине горы, ходить вокруг него, выполняя обряд очищения.

Нет изображения

Ревитализация традиционного музыкального наследия

Зира Наурзбаева Музыка была ключевым элементом традиционной казахской культуры. А если учесть, что устная литература – эпические сказания, размышления, назидания и пр. – исполнялись речитативом, […]

Нет изображения

Трайбализм, ұлттық идеология және ұлттың болашағы

Зира Наурзбаева «Барлығың да бір атаның баласысыңдар, бірақ араларыңда татулық жоқ, алалық бар, сондықтан осы күннен бастап бөлек-бөлек көшесіңдер» Ала-ел түрікменнің шежіресі Аз-маз тарихтан… Жүзге […]