Таттимбет

Таттимбет Казангапулы (1817-1860)  — великий кюйши 19 века, продолжатель традиции шертпе-кюя, сочетавший эпическую и лирическую (куртуазную, рыцарскую, идущую от сери) традиции.  Его учитель Кызымойын Куандык был  учеником Байжигита. Таттимбет также был признанным в народе за справедливость бием — третейским судьей,  дипломатом, фехтовальщиком, золотопромышленником, одним из основателей Кояндинской ярмарки, имел чин сотника царской армии. По происхождению принадлежал к феодальной знати, поэтому в советское время его искусство трактовалось как «антинародное», его потомки, начиная с 20-30-х годов прошлого века, подверглись целенаправленному гонению, были выселены с родовых земель в Каркаралы Карагандинской обл.

О жизни и творчестве Таттимбета  читайте также беседу «Все прекрасное имеет единый исток», а также рассказ Т. Асемкулова на русском языке «Смирение»

Т. Әсемқұловтын «Таттімбет сері» романың оқыңыз


Кюи с названием «Балбырауын»

характерны как для токпе, так и для шертпе-кюя. Это название «бал бурау» (букв.медовая. т.е. сладкая настройка. лад) является метафорой «он бурау» (правильная настройка) или кварты.

Кюй Таттимбета «Балбырауын» в исполнении Таласбека Асемкулова

Легенда кюя «Жантелім» — «Көкейкесті»

Трудно сказать, что было главным в жизни Таттимбета – его музыкальное творчество, объединявшее эпическую и лирическую (куртуазную) традиции, или его общественно-политическая деятельность. Но всегда благодаря мудрости, благородству и милосердию, он являлся абсолютным нравственным авторитетом для современников, рыцарем без страха и упрека. Точнее, когда в безжалостном айтысе двух родов нужно было упомянуть имя Таттимбета в негативном контексте, один упрек в его адрес все же нашелся. По вине Таттимбета погиб неродившийся жеребенок. И причиной тому была любовь.

Юный Таттимбет назвал Аксункар – Белый Сокол – девушку, которую он полюбил. Была она просватана за другого, но Таттимбет – любимый сын знатного и богатого бия Казангапа, потомок знаменитого Каздауысты Казыбека из аргынского рода каракесек – был уверен, что отец не пожалеет средств, чтобы выплатить все штрафы и женить сына по любви. Однако  Казангап поставил сына перед выбором: женитьба на любимой  или общественная деятельность. Потому что человек, женившийся на чужой невесте, по степным законам теряет репутацию, в судебных прениях он обречен на поражение как человек бесчестный.

Таттимбет при поддержке деда и отца с 15 лет активно участвовал в публичных обсуждениях политических и правовых вопросов, был самым перспективным деятелем своего поколения. Отказаться от наследственного поприща? Этому препятствовало не только юное честолюбие, но и осознание своих сил, своей способности влиять на людей.

Казахи в 30-х годах 19 века находились на перепутье. Постоянно усиливавшееся колониальное давление, отторжение лучших земель, грабежи, убийства, насилия, похищения степняков и обращение их в рабство отрядами регулярной армии.  Протестные настроения нарастали с каждым днем, то и дело вспыхивали восстания, которым было суждено вскоре перерасти в антиколониальную войну под предводительством хана Кенесары. Казангап принадлежал к партии степной элиты, возглавляемой бием Кунанбаем. Эта партия ориентировалась на развитие казахов в лоне Российской империи. Таттимбет всем существом поддерживал отца, и считал своим долгом продолжить его дело.

Итак, юный Таттимбет сделал свой выбор. Он отказался от любви к Аксункар во имя карьеры бия и политика. Его отец понимал, что это лишь временная победа разума над сердцем, а потому тайно отправил гонца к родственникам девушки, попросив побыстрее увезти Аксункар к  законному жениху.

Когда до Таттимбета дошла весть о том, что Аксункар уезжает, он бросился было к ней, но… Опытный Казангап заранее приказал отогнать всех верховых лошадей из аула. Лишь жеребая кобыла паслась поблизости. Потеряв контроль над собой, Таттимбет вскочил на нее и погнал ее к аулу возлюбленной. Кобылица продержалась несколько километров, прежде чем выронила плод из своего чрева. Потом пала и она сама. Рухнувший на полном скаку Таттимбет до самой ночи лежал в безлюдной степи.

Потом была долгая депрессия, которую не смогла прервать даже женитьба на просватанной с детства девушке, долгое выздоровление. Уже будучи прославленным бием, Таттимбет, разрешив трудный спор и остановив начавшееся кровопролитие между двумя родами, возвращался домой. За аулом ему повстречалась оборванная, исхудавшая, почерневшая старуха, несшая мешок собранного в степи кизяка. Она уступила дорогу кавалькаде, положила мешок на землю и поклонилась. Таттимбет вежливо склонил голову и вдруг  послал лошадь вперед, разрывая рубаху на груди. Он скакал, оторвавшись от свиты и рыдал в полный голос.

Эта нищая старуха была Аксункар. Она вышла замуж за богатого человека, но не принесла мужу ребенка. Не смогла, а может не захотела… Казахские обычаи жестоки к бесплодной женщине. Статус гордой красавицы Аксункар опускался все ниже и ниже, пока она ни оказалась на положении последней прислуги.

Легенда знаменитого цикла таттимбетовских кюев «Косбасар», состоящего из 62 частей

Когда-то в Сары-Арке жил прославленный своей щедростью бай по имени Кушикбай. Не счесть людей, которым он помог, народная молва сравнила его с мифическим Атымтай Жомартом, чье имя стало нарицательным. И вдруг умер единственный сын Кушикбая, и тогда несчастный отец возроптал против Бога: «Я всегда стремился к добру, за какой мой проступок мне послано такое страшное возмездие!» В конце концов он решил: «Если у Бога нет справедливости, то нет и смысла жить на этом свете». Он попытался покончить жизнь самоубийством, но родичи спрятали все острые предметы и веревки. Тогда он решил умереть от голода, лег и отвернулся к стене. Это продолжалось месяц, и Кушикбай приблизился к смерти. Тогда родственники собрали совет, чтобы решить, кто может рассеять горе Кушикбая, примирить его с Богом.  Один мудрец предложил послать за Таттимбетом, потому что только тот способен рассеять горе отца. За юным кюйши послали гонца одвуконь, и вскоре Таттимбет прибыл в аул Кушикбая. Не говоря ни слова, он сел на порог юрты Кушикбая и  сыграл первый кюй цикла., за ним непрерывно еще 61. И когда он сыграл их все, Кушикбай почувствовал, что горе его рассеялось, и встал с постели. Рассказывают, что он был очень удивлен, когда увидел  перед собой молодого человека, почти подростка и сказал: «Я думал, что мое горе – самое страшное в мире, но когда я слушал твои кюи, я понял, что есть горе страшнее моего, и что человек должен жить, несмотря ни на что. Но я думал, что ты глубокий старец, перевидевший все на этом свете, ты же почти ребенок. Откуда в тебе горе, звучащее в твоих кюях?»  И тогда Таттимбет ответил: «Твое горе – это горе одного человека, я же ношу в себе горе всего народа».

Кюй Таттимбета «Зар Қосбасар» -«Косбасар плача, горя» или «Табалдырық Қосбасар» — «Косбасар порога» в исполнении Таласбека Асемкулова (первый кюй цикла)

Кюй  Таттимбета «Сырнайлы Қосбасар» в исполнении Таласбека Асемкулова

Кюй Таттимбета «Қырмызы Қосбасар» в исполнении Таласбека Асемкулова (последний кюй цикла).  Қырмызы —  букв. «алый» — степной цветок, живущий 2-3 дня. «Жизнь слишком коротка, так зачем же еще сокращать ее» как бы говорит это название.

Кюй Таттимбета «Алшагыр-Шаган»

считался до нынешнего времени забытым и восстановлен Т. Асемкуловым в 2010 г. по воспоминаниям, так, как исполнял его учитель Жунусбай Стамбаев.  Легенда кюя такова: два казахских батыра Алшагыр и Шаган дружили и каждый год встречались на летовке-джайляу. Однажды Алшагыр, как всегда, прикочевал на летнее пастбище со своей зимовки в Сары-Арке, а Шаган все задерживался. Байбише Алшагыра сказала мужу: «Я объехала  летовки. Все остальные уже несколько раз поменяли пастбища, а пастбища Шагана стоят нетронутыми. Что-то случилось. Наверное, на твоего друга напали калмыки. Поднимай свое войско и поезжай на зимовку Шагана. Если все в порядке, вместе приезжайте на джайляу. Если же он убит, отомсти за него и постарайся привезти его семью к нам». Алшагыр поступил по совету  жены. Собрал свой отряд и отправился в Восточный Туркестан на зимовку Шагана. Там он увидел разгромленный калмыками аул и отрубленную голову друга, насаженную на копье. Догнав и разгромив калмыков, он выручил из плена и перевез в Сары-Арку  детей и родственников Шагана».

По поручению ага-султана Кунанбая Таттимбет ездил к казахам в Восточный Туркестан,  уговаривая их перейти в российское подданство, с тем чтобы  казахский народ не был расколот в результате раздела двумя империями территорий Центральной Азии. Специально для этой миссии он и сочинил два кюя с соответствующими по смыслу легендами: «Алшагыр-Шаган» и «Корамжан» (о трагической судьбе казахского юноши, родившегося в плену у калмыков и пытающегося из Восточного Туркестана вернуться на родину в Сары-Арку).

Кюй «Алшагыр-Шаган» по своему  ритмическому рисунку  представляет древний боевой танец казахов. Послушайте кюй Таттимбета «Алшағыр-Шаған»в исполнении Таласбека Асемкулова:

Кюй Таттимбета «Молқара» (исполняет Таласбек Асемкулов)

посвящен двоюродной бабушке Абая Кунанбаева  — крупной смуглой женщине по прозвищу Молкара. Таттимбет дружил с Кунанбаем, поддерживал его стратегию развития в рамках Российской империи, считая попытки Кенесары вернуть независимость обреченными на провал в той исторической ситуации. Он часто бывал в ауле Кунанбая и хорошо знал его родственников.

Кюй Таттимбета «Сылқылдақ» -«Звонко смеющаяся»,

посвящен памяти найманской девушки-домбристки, чуть не победившей Таттимбета в музыкальном состязании-тартысе и вскоре умершей во время эпидемии оспы (исполняет Таласбек Асемкулов).

Кюй Таттимбета «Жазғы қайғы»- «Летняя печаль»

будучи авторитетным бием, Таттимбет часто участвовал в судебных разбирательствах. Одна из вечных проблем кочевников — споры за землю  и водопои — обостряется летом,  на летних пастбищах. Эти раздоры, иногда даже становившиеся причиной смерти, кюйши и назвал «летней печалью» (исполняет Таласбек Асемкулов).

Кюй Таттимбета «Таттімбет»,

восстановленный Таласбеком Асемкуловым в 2009 году,  выражает, по мнению Жангали Жузбаева, творческое кредо кюйши и  является венцом его творчества.

Кюй Таттимбета «Кырмызы Косбасар»

Tattimbet (Таттимбет) — Qyrmyzy Qosbasar (Кырмызы Косбасар) (Talasbek Asemkulov Таласбек Асемкулов)