ПРОЕКТ ТЕЛЕСЕРИАЛА НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ

Зира НАУРЗБАЕВА

Преамбула: В статье «Стратегические приоритеты культурной политики в РК» («Рух-Мирас», 2004, № 2) была обоснована необходимость целенаправленной государственной культурной политики по стимулированию социально-приемлемых и предпочитаемых духовно-ценностных и социально-нормативных проявлений человека в обществе. Это связано с особенностями современной ситуации в Казахстане – изменение форм собственности, переход к рыночной экономике, демократическим формам управления, урбанизация сельского населения, внешняя миграция, скачкообразный рост неконтролируемого информационного потока и др. процессы, ведущие к коренной ломке старого образа жизни и мысли.

Целью культурной политики должно стать  сознательное влияние на систему ценностей и на образ жизни широких слоев населения. В принципе, в любом обществе на переломном этапе складывается такая ситуация, есть успешный мировой опыт социализации (включения человека в цепочку нормальных социальных взаимодействий, прежде всего трудовых, активизация его жизнедеятельности в приемлемых для общества формах, приучение к принятым нормам и стандартам) вытолкнутых изменениями на маргиналии слоев общества. Причем доказано, что успешная социализация личности без инкультуризации – введения человека в систему принятых в обществе культурных норм, иерархию ценностей и т.д. – невозможна.
Перед казахстанским обществом стоит насущная задача создания некоей новой базовой культуры – новой системы ценностей, образа идентичности, образа жизни, поведения и коммуникаций для широких слоев населения.

Цель проекта: Создание телевизионного сериала на казахском языке, в котором была бы показана реальная жизнь, например, пригородного аула – самостроя типа «Шанырака» в качестве эффективной формы создания, апробации и продвижения новой базовой культуры Казахстана.

Обоснование проекта: Возможности телесериала как средства социальной рекламы известны давно. В «Перекрестке», например, они использовались для продвижения информации о выборах, о пенсионной реформе и т.д.

В данном проекте речь идет о влиянии на более глубинные социо-культурные процессы. Сериал должен выявить реальные проблемы широких слоев казахского общества в современной ситуации, противоречивость и сложность происходящих процессов, продемонстрировать архаичность и неприемлемость для модернизации общества некоторых черт национального менталитета и типов поведения, предложить новый национальный идеал – образ позитивного героя, сохраняющего лучшие черты традиционного менталитета и сочетающего их с требованиями современного мира, человека образованного, социально ответственного, активного, «человека, сделавшего самого себя».

Творческая группа по созданию сериала, сотрудничая с работающей над национальным проектом группой интеллектуалов, с одной стороны,  и, получая отклики от зрителей, с другой стороны, выполняла бы таким образом функцию обратной связи. Несомненно, работа над проектом послужила бы хорошим стимулом для казахских литераторов, в большинстве своем выходцев из аула, для отображения современной жизни, заставила бы их задуматься о позитивном герое, а также стимулировала бы наконец формирование казахской городской прозы.

В качества основного объекта изображения предлагается пригородный поселок-самострой типа «Шанырака». Значение таких аулов, происходящих в них процессов не оценено до сих пор. Такие новые пригородные поселки выполняют не только роль моста между городом и аулом, в них по существу формируется новая казахская нация, это своего рода «плавильный котел». Взяв в качестве объекта такой поселок, можно было бы показать проблемы и аула, и города, показать через судьбы нескольких семей жизнь разных социальных групп казахстанского общества.
В центре сериала предлагается изобразить жизнь трех-четырех друзей-однокурсников, принявших участие в декабрьских событиях 1986 года, что круто изменило их судьбы – кто-то бросил учебу и вернулся в аул, а затем попытался переехать в город, один из друзей стал рэкетиром, а затем мелким предпринимателем, один – сумел продолжить образование в Казахстане, а затем за рубежом, стал менеджером крупной фирмы, один – после тюрьмы стал инвалидом, но не сломался и в ауле создал новую научную теорию (в качестве прототипа может быть использована судьба покойного Серикбола Кондыбая) . Действие сериала начинается в наши дни. Возможно, друзья после двадцати лет разлуки встретятся на поминках друга…

2005, дополненный вариант статьи вместе с двумя другими «с блеском» проиграла на конкурсе аналитических публикаций к 50-летию ТРК «Казахстан»