Шепот Тенгри – харам?

ЗИРА НАУРЗБАЕВА Иногда самые абстрактные культурологические темы оказываются вдруг актуальными. Казалось бы, что может быть дальше от реальной жизни, чем сравнительный анализ тюркских и семитских […]

КАМБАР И ВОЗРОЖДЕНИЕ ЗОЛОТОГО ВЕКА

. 10 Зира Наурзбаева Камбар – это интереснейший персонаж центральноазиатской мифологии. энциклопедический словарь, составленный в советское время, так характеризует его: «Камбар, персонаж мифологий народов Средней […]

Нет изображения

Мифологический образ морской лошади и имя батыра Сюйингара

Зира НАУРЗБАЕВА Жардему Курмангазиеву Имя адайского батыра XVIII-XIX  веков Сюйингары составлено из двух компонентов: Cүйінғара – сүйін + ғ(қ)ара. Значение второго компонента қара вполне прозрачно […]

Нет изображения

Культурологический комментарий для изучающих текст героического эпоса «Қобланды батыр» в рамках проекта «Кобланды» – наизусть»

Зира Наурзбаева   Ролик пилотного проекта “Кобланды – наизусть” см. на Youtube Полный вариант комментариев см. на специальном  сайте проекта “Кобыланды – наизусть” Kieli7su.kz В […]

Нет изображения

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В БАЙГАНИНСКОМ ВАРИАНТЕ ЭПОСА «КОБЛАНДЫ»

Зира НАУРЗБАЕВА Как известно, фольклорист Оразгуль Нурмагамбетова – авторитетнейший специалист по эпосу «Кобланды» – отнесла записанный от 80-летнего народного акына Нурпеиса Байганина в 40-х годах […]

Нет изображения

Общие мифологические мотивы в казахском и огузском эпическом наследии: Мировое Дерево

Зира НАУРЗБАЕВА Доклад для конференции к 150-летию Мурына-жырау (Актау, сентябрь 2010) Одним из учителей Мурын-жырау является Кашаган Куржиманулы (1841-1929) – прославленный эпик, автор дастанов «Происхождение […]