Серикбол КОНДЫБАЙ
Происхождение слова
Одно из почитаемых понятий казахского мировоззрения – слово «абырой». В содержательном плане оно обобщает такие понятия как честь, совесть, авторитет, уважение, достоинство, а в философии представляет морально-этическую категорию, означающую одно из самых драгоценных качеств человека,стержень его нравственности. Нам представляется, что исследование происхождения и содержания этого слова, и прежде не обойденного вниманием философов, с точки зрения мифологии могло бы быть интересным.
Если вкратце коснуться высказываемых соображений по поводу происхождения слова «абырой», то здесь превалирует представление об арабской этимологии, в частности доказывается, что оно состоит из арабских слов «аб» – «вода» и «руй» – «поверхность, лицо» и означает дословно «вода лица», а в переносном смысле «честь-совесть», «достоинство».[i] Признавая присутствие определенной логики в этих рассуждениях, приходится признать ошибочность этой арабской этимологии, т.к. корень «аб» – «вода» является не арабским, а иранским.
Потенциал собственно тюркского словарного фонда дает возможность этимологизировать это слово совершенно другим образом. Само слово, а также его графический символ, возникающий из значения, и мифологический подтекст символа открывают возможность выдвинуть множество гипотез; их простое перечисление, не говоря уже о развернутой аргументации, потребовало бы отдельного объемного исследования. Рамки небольшой статьи, а также незавершенность разработки некоторых ключевых проблем, вынуждают ограничиться рассмотрением этимологии слова и вытекающих из нее некоторых выводов.
Как нам кажется, основной компонент в слове «абырой» «абыр» имеет значение «кружиться», «совершать круговое движение». Есть несколько аргументов в пользу такого предположения.
Во-первых, мы предполагаем, что современное значение постоянных словосочетаний «абыр-дабыр» (суета), «абыр-жұбыр» (быстро, проворно) «абыр-сабыр» (возня, суета, суматоха, сутолока, толкотня, шум) является вторичным, производным, а первичное их значение было связано с каким-то древним коллективным (ритуально-обрядовым) действием, его внешней формой, напоминавшей окружность. При этом компонент «абыр», видимо, имел значение «кружиться, ходить цепочкой друг за другом по окружности». Таким же вторичным значением обладает слово «абыржу» (беспокоиться, будоражиться, волноваться, растеряться, суетиться); прежний (древний) вариант этого слова – «абырыш» < «абырығ» (кружение).
Во-вторых, слово «әбірү / ебірү» в древнетюркском языке («Культегин», УШ век) переводится «обойдя», «обходя»[ii]. Слово «ебре/ әбрә» сохранилось[iii] в шорском и телеутском языках в значении «обойдя», «обходя», «кругом», «вокруг».
В-третьих, к этому же ряду относится древний корень «обр- / обор-» в русском (славянском) языке, который, как можно предположить, перешел в древности (во времена общего славянского лингвогенеза) в славянские языки из тюркского (пратюркского) языка и известен нам из русских слов «обращение», «обратить», «обратно», «оборот», «образ» и т.д.
Вышеназванные примеры позволяют представить действия, с которым связано значение слова «абырой». Чтобы лучше понять его, мы рассмотрим так называемые «ритуалы обхода».
Ритуалы обхода
Ритуалы обхода в некоторых обрядах рассматривались в отдельных статьях таких исследователей как А. Галиев, Н. Шаханова (возможно, и в трудах других авторов, которые мы не имели возможности прочитать). Обычно, ритуал обхода считают элементом обрядов переходного цикла, пограничных обрядов, оформляющих изменение статуса. «Обходы являются обязательными элементами обрядов переходного цикла: родильного, свадебного, погребально-поминального, посвящения в шаманы. Переходное, пограничное состояние нуждается в некоем завершении, которое призван символизировать круговой обход. Обход является актом космизации. В нем демонстрируется собирание, то есть действие, противоположное Хаосу и аналогичное гармонии, или, точнее, ее сотворению. Это положение подтвержается ритуалами, направленными на воссоздание, реактуализацию Космоса, осуществляемую по цикличной схеме…» [iv]
«Ритуал обхода» является одним из обязательных элементов многих обрядов. Сотворение, актуализация Космоса также осуществляется действием (актом) обхода, но здесь мы не будем детально рассматривать, как это происходит, нам хочется лишь напомнить, что этот акт является моделью, эталоном человеческих действий (ритуалов), потому что рассматриваемые ниже ритуальные сценарии, основанные на единой схеме (логике), в действительности, являются повторением обретшей самостоятельное символическое значение модели изначального действа. Ритуал обхода – повторение, реактуализация космогонии. Говоря в терминах М.Элиаде, мы наблюдаем здесь идею «возвращения к истокам», потому что «значение имеет только самое первое возникновение какой-либо вещи, позднейшее не может иметь такого значения». Во время ритуала обхода реактуализируется, воспроизводится исходное, ставшее моделью событие.
Но идея обхода не ограничивается этим. Осталось нераскрытым значение основных элементов геометрической символики обхода (окружности). Перечислив эти элементы, мы покажем принцип их действия на примере некоторых обрядов и других этнографических материалов. Таким образом, даже если мы не рассмотрим некоторые проблемы, касающиеся этого ритуала, мы хотя бы подробно объясним «круговое» значение слова «абырой».
Попробуем рассмотреть следующую схему:
На этой схеме изображены окружность и центр окружности (точка «К»[1]), а также некая точка перехода (точка «М»[2]), расположенная на линии окружности. Эта линия окружности символизирует путь движения во время «ритуала обхода». Пока для нашего анализа направление ритуального движения (по часовой стрелке или против), скорость (мера времени), количество оборотов (сколько раз совершается обход) значения не имеют. Главное – ритуальная церемония представляет движение, начинающееся в точке «М» и возвращающееся в эту точку, прохождение через точку «М» символизирует некое изменение качества (свойства), числа (количества), статуса и т.д.; т.е. двигающийся по кругу, совершив один обход и пройдя через эту точку, становится обладателем некоего нового качества, свойства, статуса и т.д. Исследователи обращают внимание на это действие и на эту точку («М»), в своих конкретных исследованиях они делают выводы, отталкиваясь от этих двух моментов. Но, что остается забытым, неучтенным в таких рассуждениях?
Отмечая, что точка («М») является простейшим символом переходного, пограничного состояния в ритуальном сценарии, стоит обратить внимание на тот факт, что существуют две точки. Точнее говоря, точка центра и пограничная точка окружности находящаяся на маршруте движения, действия). Обнаружение существования, точнее говоря, существование в прошлом двух точек, очень важно для казахского (тюркского) мировоззрения. Касаясь понятия «мирового дерева» в индуистский, авестийской (иранской), ассирийской традициях, Р.Генон рассматривает авестийское представление о парности деревьев: «…Одного небесного (или скорее «райского», поскольку оно растет на горе Альборж) и другого земного; второе выступает как «заместитель» первого для человечества, удаленного от «изначального местопребывания, как опосредованное созерцание есть «заместитель» непосредственного видения реальности».[v] Наши две точки такой же природы: одна (точка центра) – «изначальный исток, непроявленность», другая (точка перехода) – символ проявленной в этом мире истины, видимый людям заместитель непроявленного. В упомянутых выше исследованиях конкретных обрядовых материалов оказались незамеченными, «непроявленными» одна из двух точек, точнее говоря, символизирующая непроявленность точка центра и взаимоотношения этой точки с точкой «М».
Главная идея ритуала обхода также связана с этой точкой центра, потому что совершающий обход исполнитель ритуала каждый раз, когда он проходит через точку «М» , становится обладателем не только тех свойств, качеств и статуса, которые порождает сама эта точка, но также воспроизводит заданные некогда точкой центра («К») правила, ее творческую способность, и становится обладателем ее свойств и статуса.
Здесь мы впрямую подходим к идее центра и кпонятиям «непроявленность» и «проявленность», которые объясняются через символизм центра и окружности и которые в свое время были рассмотрены Р.Геноном: «Центр есть, прежде всего, начало, исходная точка всех вещей, точка первопричины, без формы и размеров, стало быть, неделимая, а, следовательно, единственно возможное изображение изначально Единого. От него, через его проявление, произошло все остальное…» Месторасположение рассматриваемого понятия «Абырой» и есть эта центральная точка, принцип, т.е. «центральная точка и есть Принцип, чистое бытие, а пространство, которое оно наполняет своим излучением и которое существует лишь в силу этого излучения – это мир…» Если точка центра – знак Принципа (Абырой), окружность – символ мира, космоса. «Соотношение между центром и окружностью …достаточно ясно обозначено уже тем, что окружность не могла бы существовать без своего центра, в то время как центр абсолютно независим от нее».[vi]
В иерархии метафизического знания пограничная точка («М») подчинена точке центра («К»), потому что точка центра символизирует принцип, источник излучения («непроявленность»), а пограничная точка – всего лишь эманацию, луч этого излучения, проявленность. Теперь попробуем на частных примерах конкретизировать эту схему. Пограничные обряды (и мифы), которые включают ритуал обхода, суть следующие:
- «Ритуал обхода» в обряде похорон и поминок;
- «Ритуал обхода» в обряде бракосочетания;
- «Ритуал обхода» в обряде поклонения (ночевки на могиле святого);
- «Ритуал обхода» в обряде избрания хана;
- «Ритуал обхода» в обряде шаманского посвящения;
- Календарный (мушельный) «обход» ;
- «Ритуал обхода» в обряде вызывания дождя, грозы («күн жайлату»);
- Ритуал «айналайын» в шаманской (целительской) магии.
Через рассмотрение конкретных примеров из этого списка, интерпретацию отдельных мотивов и элементов «ритуала обхода» в каждом из них, можно в итоге реконструировать общую для всех обрядов архетипическую «идею обхода, кружения».
«Ритуал обхода» в обряде похорон и поминок
Судя по информации Ч.Валиханова, в Х1Х веке у казахов был обычай перед выносом тела покойного делать над ним круговые движения пищей и домашней утварью. [vii] Немецкий путешественник Р.Карутц описывает такой обычай мангыстауских казахов начала ХХ века: перед выносом тела вокруг головы покойного делают круговые движения мешочком, в котором находятся хлеб и мясо, позднее эти продукты съедаются домочадцами покойного.[viii] Этот обычай сохранился до наших дней, только теперь вместо мешочка с хлебом и мясом над головой покойного обводят упаковкой чая (информация Т.Кондыбаевой). Представление о том, что голову покойного перед выносом надо обвести какой-либо пищей и затем эту пищу съесть, существовало и у тюркоязычных народов Сибири (например, у хакасов, тувинцев).[ix] Моя мать Тарбие Кондыбаева, до конца 50-х годов ХХ века жившая в Красноводске (Шагадам, Туркмения), была очевидицей туркменского обычая во время похорон обходить вокруг вынесенного из дома тела покойного, что фактически представляет один из вариантов ритуала обхода. У нас нет конкретных этнографических примеров ритуала обхода во время поминок, но судя по тому, что слова «әбрәт», «ебірік», означающие поминки в словаре шорских тюрков и телеутов, происходят от слова «әбрә» / «ебре», имеющего значение «кружиться», можно предположить, что когда-то существовал обычай во время поминок обходить кругом могилу покойника, в честь которого даются поминки.[x] Н. Шаханова так подытожила значение этого обряда: «В данном случае круговые, обводящие движения каким-либо видом пищи вокруг головы или туловища умершего совершались, очевидно, с целью перенести с покойника на пищу какие-то положительные свойства. В пользу этого предположения говорит то, что пища затем съедалась членами семьи умершего, в том числе и детьми».[xi] Если показать это в виде схемы:
К — Тело умершего М – Живые люди или вещи этого мира
Таким образом, когда умерший человек расположен в центральной точке, а живой человек обходит его по кругу или обводит вокруг головы покойного какой-либо вещью или едой, «благодать»[3] центральной точки передается через пограничную точку (окружности). Здесь точка центра является источником, а пограничная точка выполняет роль передаточного звена какого-то свойства («духа» умершего), исходящего из центральной точки. Исследователи сосредоточились на пограничной, передающей точке, а основная, представляющая сердцевину ритуала центральная точка оказалась забытой.
«Ритуал обхода» в обряде бракосочетания
Точно такой же обычай присутствует в обряде бракосочетания (обряде проводов невесты) у казахов (и других тюркских и монгольских народов). «В день отъезда невесты в аул жениха… кто-нибудь из членов семьи берет кусок мяса или другую пищу, завернутую в лоскут, и обводит два-три раза над головой невесты, чтобы «домашнее счастье не ушло с нею». Приводящая это этнографическое описание исследовательница выдвигает гипотезу о том, что упоминаемые «домашнее счастье», «достаток» представляют более позднее понятие, а в основе идеи ритуала некогда лежало архаическое представление о «жизненной силе», «жизненной потенции». «По-видимому, круг идей, связанных у казахов с представлением о «счастье дома», которое может унести с собой умерший или уходящая в другой род невеста, также соотносится с семантическим комплексом идеологем «плодородие», «изобилие», «размножение» и т.д., который широко известен у тюркских (құт) и иранских (фарн) народов».[xii]
Этот ритуал также можно представить в виде схемы. И в этом случае, «семейные счастье-достаток», которые отнимаются у уходящей в другой род девушки, оказываются связанными с центральной точкой. Во время обхода-обвода центральной точки, из этой точки, символизирующей «абырой» (честь), принцип, «құт» (жизненная сила-потенция), свет, через посредничество пограничной точки окружности люди получают свою долю благодати.
«Ритуал обхода» в обряде поклонения (ночевки на могиле святого)
Приводя сведения из книги Бабура о совершенном им ритуале обхода («айналмақ») вокруг мазара святого Низама около Дели (Индия) и мазара Ходжи Кутпы-аддина, М.Сенби так объясняет значение обряда: « Смысл обхода не просто оказание уважения святому (это вторичный пласт обрядовой семантики), а в желании получить благословение, благодать давно умерших прославленных святых».[xiii] И этот обычай можно изобразить в виде схемы: центральная точка – мазар святого, чудесная сила-благодать святого, его благословение, пограничная точка окружности – внешняя, посредующая инстанция получения этой благодати, этого благословения. В момент прохождения пограничной точки совершающий ритуал получает не ее собственные свойства-благодать, ведь эта точка – всего лишь эманация, внешнее проявление центральной точки, инстанция, дающая возможность получить благодать центральной точки совершающему обход.
«Ритуал обхода» в обряде избрания хана
Одним из ритуальных элементов обряда избрания хана, возникшего в древнейшие времена и просуществовавшего до первой половины Х1Х века, является ритуал, когда посаженного на белую кошму претендента на ханский статус обносят по направлению движения солнца. В этом ритуале также присутствует идея центральной и пограничной точек. То есть, претендент на ханский трон становится обладателем ханского статуса во время процесса обноса при пересечении некоей границы (точки «М»).
После совершения трех (семи, девяти) циклических движений, пересекший пограничную точку три (семь, девять) раз претендент становится обладателем ханского статуса. Но этот статус с точки зрения вечности временен, потому что пограничная точка наделяет его не принадлежащим ей самой статусом (свойством), а всего лишь дает возможность стать на время (на некоторый промежуток исторического времени) отражением таких связанных с точкой центра понятий, как «вечный хан /властитель», «источник власти», «единство всех прошлых, будущих и нынешнего повелителей» и т.п. Прошедший через пограничную точку претендент лишь на время становится обладателем статуса «вечного хана», его временной ипостасью.
К- Изначальная и вечная ханская власть
М- Ханский статус в конкретной исторической (временной) ситуации
«Ритуал обхода» в обряде шаманского посвящения
Обряд посвящения[xiv] в шаманы фактически повторяет обряд избрания хана. Например, бурятский обряд посвящения в шаманы описывается так: «В день совершения обряда посвящения народ собирается к назначенному месту, где садят в землю девять берез по три в ряд и украшают их шкурами девяти животных. Готовящийся сидит на войлоке перед березами; старый шаман несколько раз поливает ему голову холодным тарасуном, а товарищи хлещут его по голове ветвями до тех пор, пока он не задрожит… Тогда поднимают его на войлоке к березам, и он, уцепившись за ветви (ср. со «вскакиванием на березу» у древнетюркских правителей – прим. автора статьи), окружает каждую березу три раза».[xv] Здесь также посвящаемый в шаманы кандидат становится шаманом после того, как в процессе обхода трижды пересекает некую границу (точку «М»). Он также становится временным обладателем свойств «вечного шамана», «шаманского начала», «совокупности всех прошлых, настоящих и будущих шаманов». Только в этом обряде в качестве центральной точки «К» выступает береза (девять берез на самом деле символизируют одну березу), эта деталь значима для дальнейшей конкретизации природы центра. Фактически, расположенные по трое в три ряда березы и развешанные на них девять шкур животных представляют девять частей или девять ступеней одного круга. То есть, с каждым оборотом, проходя через пограничную точку, кандидат в шаманы становится обладателем одной из животных ипостасей, по этой логике перво-береза одновременно имеет девять ипостасей. Можно предположить, что эта цифровая символика имеет отношение и к приведенному выше обряду «избрания хана» и к исчислению «мушель».
Календарный (мушельный) обход
Годовые, мушельные[4] календарные исчисления также основаны на движении по окружности; то есть, определенная временная единица понимается как круг, этот круг делится на, по возможности, точные части (месяцы, годы). Пограничную точку «М» на этом круговом пути можно назвать воротами, индикатором «нового месяца», «нового года». При пересечении этой пограничной точки рождается новый месяц или новый год, то есть расположенные один за другим месяцы и годы на определенном временном отрезке (на период месяца или года) становятся обладателями временного, но повторяющегося статуса. «Космос в представлениях древних был «развернут» из единой точки в пространстве-времени. Такая точка во времени известна – это Новый год. Любой Новый год – это возобновление времени с его начала. В конце года и в преддверии Нового года повторяется мифическое мгновение перехода от Хаоса к сотворению мира».[xvi] Здесь также в качестве значимой точки выбрана пограничная точка на окружности, а центральная точка оказалась забытой. Любой календарно-временной цикл (месяц, год, мушель) лишь повторяет ставший моделью изначальный перво-цикл; то есть стареющий к концу определенного круга и обновляющийся при переходе через пограничную точку цикл всего лишь воспроизводит модель изначального Времени. В центральной точке находится перво-Время, которое можно назвать «начало времени», «единство всех прошлых, настоящих и будущих времен», «творец времени», «точка встречи прошлого, настоящего и будущего времен», «вечный год», «вечный месяц», «вечный мушель». Пограничная точка лишь инстанция, временно дающая модель Времени. Поэтому, проходя через точку «М», конкретное время на определенный срок становится обладателем статуса, образа «перво-времени». Например, пройдя через пограничную точку, год «мыши» становится обладателем новогоднего статуса и, самое главное, статуса «очередного года вечного мушеля». Следующая очередь – года «коровы», потом – «барса», так один за другим двенадцать лет мушеля по очереди становятся обладателями статуса «вечного мушеля», в течение годичного срока исполняют обязанность «главы исчисляемого мушелем времени».
«Ритуал обхода» в обряде вызывания грозы (күн жайлату ғұрпы)
В целях вызывания дождя (более шире, изменения погоды), делают круговые движения над головой «дождевой камень» – «жай тас» («йада таш»)[5] или одно заклинание (молитву) повторяют много (40-41) раз. Если учесть, что многократное повторение молитвы представляет то же движение по кругу, обход, то и в этом ритуале можно увидеть символику центральной и пограничной точки. Каждый раз, проходя через пограничную точку, вращающийся «дождевой камень» или повторяющееся «слово» («заклинание»), обретает новое качество, когда исполняется требуемая мера оборотов или произнесений, «начинается дождь». Ритуал подразумевает две точки, то есть два магических камня. Если первый из них – реальный «дождевой камень», то второй – неупоминаемый, но подразумеваемый «вечный дождевой камень» – источник влаги (благодати, света). Они соответствуют пограничной и центральной точкам; во время обведения «дождевого камня» над головой каждый раз при прохождении пограничной точки происходят некие качественные изменения, «дождевой камень» начинает обретать функции и свойства «вечного дождевого камня», расположенного в центральной точке. Когда условие выполнено (сделаны 40 или 41 оборот или повторена «тайная формула» (заклинание)) реальный «дождевой камень» становится временной ипостасью «вечногодождевого камня» и вызывает дождь (изменение погоды).
Ритуал «айналайын» в шаманской (целительской) магии
В традициях тюркского шаманизма есть ритуал обхода (кружения) целителя (шамана) вокруг больного человека, смысл этого ритуала в переносе, переселении «болезни» с больного на другую вещь или существо. Шаман, двигаясь по кругу вокруг больного, берет его болезнь на себя. Поэтому у казахов есть поверье, что нельзя делать круг вокруг дома или человека, потому что болезнь кого-то из находящихся в доме или конкретного человека могут перейти к совершившему круговой обход. Такой обход по кругу мог совершать лишь чадолюбивый человек, с тем, чтобы взяв на себя болезнь, вылечить своего ребенка или хотя бы облегчить его страдания. Это добровольная жертва ради спасения своего ребенка, слово «айналайын» имеет значение « да буду я жертвой за тебя», означает готовность к самопожертвованию ради любимого человека. Владеющие могуществом (сверхъестественной силой) шаманы лечили болезнь таким образом; с одной стороны, их могущество позволяло рассеять болезнь, взятую на себя, с другой стороны, целительство являлось для них долгом человеколюбия. Таким образом, если движение в этом ритуале изобразить с помощью схемы, в основе которой лежит знак «абак» (окружность с точкой в центре), то пограничная точка «М» на окружности – это место переселения болезни, а центральная точка «К» – «местонахождение болезни». Основная идея состоит в том, чтобы переселить (перенести, передать) болезнь из точки «К» в точку «М». То есть, точка «М» частично или полностью берет на себя свойства точки «К» (в данном случае – болезнь), на определенное время точка «М» становится ипостасью, копией, эманацией точки «К». В этом смысле точка «М» выполняет функцию границы, двери при переходе из одного измерения в другое, из одного мира в другой.
Центральная точка – «источник болезни», «единство всех прошлых, настоящих и будущих болезней», а пограничная точка – граница, при пересечении которой движущийся по кругу, пусть временно, получает свойства и образ центра.
Этот пример является противоположным предыдущим семи примерам, потому что в предыдущих примерах центральная точка была источником позитивно оцениваемых свойств, таких как «счастье-благодать», «честь», «свет» , здесь же она связана с негативным фактором – болезнью. Однако бесспорно, что и здесь идет речь о идее переселения, перемещения, передачи. Находящаяся во власти духов болезнь – предназначенная свыше доля (несібе), поэтому, несмотря на кажущееся противоречие, нельзя забывать, что и она является одним из сакральных свойств изначального истока. Мы – наследники не жестко дуалистической традиции, в которой добро и зло находятся в принципиальном антагонизме, а традиции, которая умеет совмещать, казалось бы, взаимоисключающие понятия, поэтому должны суметь принять такое противоречие.
Честь («абырой») – общий и частный (специальный) эталон, модель
Таким образом, все обрядовые ритуалы, представляющие элементы восьми разных этнографических примеров, имеют единый «сценарий», все они происходят из единого архетипа.
Итак, суммируем характеристики центральной и межевой точек («К» и «М») восьми разных примеров в одной таблице:
Обряды |
Центральная точка «К» |
Пограничная точка «М» и «ритуал обхода» |
|
Честь («Абырой»), первоначало, исток, свет, непроявленность |
Проявленность, внешний образ чести («абырой»), ее заместитель в реальном мире |
|
Образец, эталон, модель |
Подражающий эталону, его копия (воспроизведение) |
Похороны и поминки |
«Лучшие свойства» духа предков или родовая благодать, доля |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Поклонение святым |
То же самое |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Бракосочетание (проводы невесты) |
Семейное «счастье-достаток» |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Выборы хана |
Источник, изначальный эталон власти |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Шаманское посвящение |
Источник, изначальный эталон сверхъестественного знания и силы |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Календарь-мушель |
Источник, изначальный эталон времени |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Вызывание дождя |
Источник, изначальный эталон влаги |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Целительство |
Источник, изначальный эталон болезни |
Подражающий ему, его копия (воспроизведение) |
Если учесть, что все указанные характеристики на самом деле имеют отношение к двум точкам, то становится понятным, что перед нами восемь варьирующихся описаний чести («абырой») и ее копии (отражения, ввоспроизведения). Конечно, указанные здесь свойства точки «К» можно было бы выразить по-другому, более наукообразно, с помощью специальной терминологии (например, «потенция», «производительная сила», «жизненная энергия» и тому подобное). Но для нас пока это не имеет значения, главное, что все эти разнообразные «изначальные» сакральные свойства на самом деле принадлежат одному началу, одной точке, представляют отдельные (упрощенные, символические) описания Света (Нұр). Когда мы говорим об этих упрощенных описаниях, мы не должны забывать, что за всеми ими стоит один могущественный исток – Свет. Хотелось бы напомнить, что у обладающей этими (и многими неназванными) свойствами точки Света (точки «К») есть два устоявшихся тюркских названия, первое – «Құт», второе – «Абырой» («Честь»). Иранское понятие «фарн» также является одним из названий этой точки. Используя существующие описания «құт» и фарна, мы может реконструировать изначальные свойства точки «К», или по-другому «Нұр» и «Абырой».
Можно увидеть, что, несмотря на отличия в деталях и темах, приведенные примеры представляют вариации, основанные на одном архетипе, одной архетипической структуре. Обладающая таким множеством «вечных» конкретизаций центральная точка «К» является изначальным «Божественным могуществом», «Божественной волей (доктриной, принципом)», Непроявленным Светом, «источником Света». Таким образом, главная идея «обхода» – «в процессе движения по окружности пройти через пограничную точку «М» и достичь Света, увидеть источник Света – Светлый (Истинный) лик Божий, причаститься к свойствам, силам, качествам Света», «хотя бы временно стать обладателем образа, статуса, функций Света», потому что расположенная на круговом маршруте пограничная точка («ворота», точка «М») – копия (воспроизведение), эманация Света, центральной точки «К» на нижнем уровне»; проходя через эту границу (ворота), совершающий обход ощущает, что он достиг самого источника Света.
Этот архетип – архетип «обхода», архетип «Абырой» (чести). Этот архетип основывается на реактуализации, воспроизведении, обновлении, превращении в идеал события, произошедшего в мифические времена. В соответствии с этим, проясняется не только графический символ, но и значение понятия «Абырой»:
1. Абырой – исходная точка творения мира, его зародыш, состояние творения.
2. Абырой – единство действий (порядка действий) и событий творения, впервые осуществленных в мифическое время.
3. Абырой – само время, образ состоявшегося мифического времени.
4. Абырой – изначальный образец, модель значимых действий, временных циклов, принципов жизни и деятельности.
Понятно, что приведенные выше этнографические примеры основываются на имитации (повторении) реализованной некогда модели. Поэтому, на основе этого архетипического сценария можно реконструировать и другие представления казахского традиционного миропонимания, даже если не сохранилось этнографических свидетельств о них. Есть возможность глубже рассмотреть идею центральной и представляющей ее эманацию пограничной (находящейся на окружности) точек, потому что мы показали только лишь основной шаблон, вне сомнения, что на его основе можно вывести множество примеров и аргументов. Однако, мы посчитали правильным придерживаться конкретной темы статьи «Понятие «Абырой» в казахском мировоззрении», а не углубляться в чисто умозрительные упражнения.
«Абырой» – собственный (национальный) эталон действий
Абырой – «единство наилучших нравственных качеств, присущих человеку, изначальный образец, эталон для любых поступков, деятельности,поведения». Конечно, для демифологизированного общества «абырой» – историческая категория, изменяющаяся с ходом времени. Поэтому, хотя мы и говорим о изначальном (мифическом) понятии «абырой», но должны отметить, что понятие это изменяется, дополняясь новыми требованиями и условиями. Существует «абырой» определенного времени, частный «абырой» определенной профессии, социума. Говоря по-другому, «абырой» – это обязательный для каждого казаха кодекс действий, рыцарский («серілік») кодекс или бусидо («путь воина») казахов, единство (собрание) заповедей (завещания предков), которым должно руководствоваться.
«Человек чести» («абыройлы адам») означает человека, существующего в соответствии с издревле определенной моделью жизни и деятельности. И здесь речь идет об эталоне-модели, принадлежащей центральной точке; только человек, от рождения и до смерти всю свою жизнь соответствующий этому образцу, отвечающий его требованиям, является человеком чести. Вся жизнь человека в этом мире представляет однократное или многократное движение по окружности. Если жизнь человека представляет движение по окружности (цикл), тогда в центре этой окружности должен находиться сам «вечный человек», «первочеловек», «первопредок»; в таком случае, существование любого человека представляет воспроизведение модели жизни этого эталонного человека («вечного человека, «первочеловека», «первопредка»). Идея центральной точки (истока) и пограничной точки (частичного овладения сакральными качествами и свойствами этого истока) понятия «абырой» связана с инициацией, то есть обрядами перехода с одной ступени жизни на другую, и инициатическими испытаниями. Вот только какова была эта граница, переход через которую поднимал статус человека, его «абырой», оказалось забытым. Чтобы быть человеком чести («абыройлы»), в определенные моменты своей земной жизни человек должен проходить через испытания-инициацию, меняться, развиваться в качественном плане. Если говорить современным языком, ребенок, усвоивший наследие своего народа, выполняющий требования кодекса чести «абырой», становится взрослым, получает образование, соответствующее времени, трудится, возглавляет страну.
Только придерживаясь некоего эталона (этического кодекса), человек может сохранить свою честь, быть «абыройлы». Если не сумеешь держаться эталона – станешь бесчестным («абыройсыз»), уронишь свою честь, потеряешь ее.
Миф (позднее легенда, сказание, предание) дает нам эталон первочеловека в конкретных исторических условиях. Жизнь святого, щедрого человека, справедливого царя, доброго батыра – «эталон чести» – модель для всего общества. В ситуации конкретного общества понятие «абырой» распадается на отдельные сословные, профессиональные «абырой». Например, «честь» властителя (хана, кагана), «воинская честь» и т.д. То есть существует своя честь, свой эталон действий для каждого слоя общества, для каждой профессии[6]. Если властитель повторял образ действий «первовластителя», то батыр – образ действия «первого, вечного батыра». Если сумеет повторить, то является «абыройлы» – обладает честью, если не сможет – то лишается чести.
Человек, избранный ханом (руководителем страны) становится обладателем эталона «Вечного Хана (Властителя), становится ипостасью, воспроизведением этого эталона. В период своего властвования он в своих поступках, поведении, характере, намерениях стремится приблизиться к «Идеалу Изначального Властителя», повторить его. «Абырой» – идеал и цель, к которой стремится не только властитель, но и любой свободный человек.
Итак, одна из главных идей понятия «абырой» связана с представлением о некоем образце, модели для подражания, воспроизведения. Конечно, этим не ограничивается комплекс идей, связанных с понятием. Слово «абырой» связывается и с идеей «девичьей чести» («девственность», «сексуальная чистота»), т.е. речь идет об изначальном эталоне, образце вечной чистоты, вечной красоты, вечной нравственности, вечной юности. Наряду с этим, принадлежащее «абырой», центральной точке «К» значение «первоначало, исток», и на уровне схематического изображения, и на уровне слова ( слово «аб» имеет значения «дом», «женский половой орган», «материнская утроба», «колыбель», а также значения «большой человек», «мать») обладает смыслами, связанными с женственностью, материнским началом. И это еще не все. Мы только лишь коснулись связи понятия «абырой» с женским началом, женским половым органом («әбиүр», «абиыр»), с представлением о некоей жидкости, влажности («абыройдың төгілуі»), происходящим отсюда графическим (знаковым) символизмом, но не рассмотрели связанные с этим конкретные мифологические мотивы.
Чужой идеал – чужая честь
Один из корней безразличия и безответственности, охвативших современное казахское общество, связан с проблемой «абырой» (кодекса, заповедей), Во-первых, казахское общество, от ребенка и до старика, от пастуха и до ученого и руководителя не знает о необходимости жить в соответствии с понятием «абырой». Во-вторых, казахское общество и не пытается восстановить, прояснить забытые правила и требования кодекса «абырой». Поэтому очень часто дела руководителей разного уровня и истэблишмента разных отраслей жизни (экономика, оборона, администрирование, идеология, наука, духовность) являются на деле «абыройсыз» – «бесчестными».
Мы уже говорили о том, что «честь» – понятие историческое и потому меняется с ходом времени. Время может потребовать принять правила из других традиций. Но из этого не следует, что необходимо полностью копировать модели чужой традиции, потому что подобные действия в конце концов приводят общество к катастрофе. Традиция не должна терять своей функции эталона. Переписывание, слепое повторение пусть сколько угодно «цивилизованного», «либерального», «демократического», но чужого (западного ли, русского ли) эталона (идеала чести) не приведет к добру, потому что чужая «честь» имеет началом чужой миф, чужое религиозное верование, чужие обычаи и обряды. Поэтому, пока мы не восстановим собственное понятие «абырой», не проясним его требования и условия, намерение достигнуть чего-то стоящего через повторение чужих идеалов – не просто пустая фантазия, а настоящее вредительство.
Таково наиболее общее представление о законе чести. Каким был изначальный эталон, образец «абырой»? Именно это в первую очередь должно волновать современного казаха. Это относится и к частным лицам, и к власть предержащим. То есть, начиная от рядового гражданина и до Президента страны, каждый казах в своей работе, на своей должности должен иметь собственный идеал-эталон – «закон чести». Любой человек сможет достигнуть в своих деятельности чего-то стоящего только тогда, когда будет опираться на изначальный эталон (кодекс действий), оставленный предками. Нам кажется пустой фантазией надежда на то, что человек, пусть даже и хороший сам по себе, но не уважающий свою традицию (не в том смысле, как ее понимают сейчас), не принимающий ее атрибутов (язык, нравы и обычаи), не знающий их, сможет привести страну к процветанию.
Можем ли мы требовать приверженности к высоким эталонам от тех, кто сейчас возглавляет страну? Бессмысленно чего-то ожидать от руководителей из «новых казахов», которые не то что «закона чести», не знают родного языка, а если и знают язык, то не понимают слова «абырой», а потому придерживаются чужих обычаев, чужого кодекса действия (да и то лишь внешне, ради достижения узколичных интересов). Мы хотим напомнить о необходимости реконструировать и модернизировать изначальный идеал – «закон чести». Мы надеемся, что появятся люди, которые прислушаются к этим словам, что придет новое поколение руководителей, которое будет опираться на «закон чести». Потому что лишь «сатана лишен надежды».
Перевод Зиры Наурзбаевой
[1] Обозначение «К» связано со словом «кіндік» – «пуп», «центр». – Пер.
[2] Обозначение «М» связано со словом «меже» – граница, мера. – Пер.
[3] Автор использует здесь взятое в кавычки слово «несібе», в традиционном миропонимании казахов означающее «доля», «доля благ», которую Тенгри дает каждому живому существу при его рождении на свет.
[4] Мушель – двенадцатилетний годовой цикл. Пять мушелей составляют шестидесятилетний цикл или один год тенгрианского летоисчисления. – Перев.
[5] Магия вызывания дождя с помощью «йада таш» (по-каз. «жай тас», «жай» – молния, «тас» – камень») зафиксирована в различных источниках с древнетюркских времен– Перев.
[6] В традиционном обществе каждая каста, цех или сословие имело собственного божественного или святого покровителя, жизнь которого являлась эталоном для членов этой социальной группы. Каждое сословие, в том числе и низшие, имели свой Путь реализации. – Перев.
[i] Ә.Асан. Абырой // «Қазақстан» (ұлттық энциклопедия). 1 том. А.,1998. 52 б.
[ii] Аманжолов А.С. История и теория древнетюркского письма. А., 2003, с.64.
[iii] Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб., 1893. 1 том, 1 ч., с. 934-935.
[iv] Фролов Б.А. Предыстория символа// Этнознаковые функции культуры, М., 1991, с. 114; Галиев А. Реактуализация Космоса в обрядах тюрков// Культура кочевников на рубеже веков (Х1Х-ХХ, ХХ-ХХ1 в.в.): Проблемы генезиса и трансформации. А., 1995, с. 152-159.
[v] Генон Р. Символы священной науки, М., 2002, с. 352.
[vi] Там же, с. 87-89.
[vii] Валиханов Ч.Ч. Тенкри (бог) // Собр. Соч. в 5 т. Том 1. А., 1971, с. 113; Шаханова Н. Понятие «кут» в традиционном мировоззрении казахов // Культура кочевников на рубеже веков (Х1Х-ХХ, ХХ-ХХ1 в.в.): Проблемы генезиса и трансформации. А., 1995, с. 160-169.
[viii] Карутц Р. Среди казахов и туркмен на Мангышлаке. СПб., 1919, с. 118; Шаханова Н. Понятие «кут»…, с. 160-169.
[ix] Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1975; Шаханова Н. Понятие «кут»…, с. 160-169.
[x] Семби М.К. Тюркский меридиан. А., 2002, с. 77-78.
[xi] Шаханова Н. Понятие «кут»…, с. 160-169.
[xii] Там же.
[xiii] Семби М.К. Тюркский меридиан. А., 2002, с. 77-78.
[xiv] Мы предлагаем казахское слово «бағыштау» в качестве аналога русского термина «посвящение», «инициация», имеющего три значения (первое – «принять в ряды», «посвятить в члены организации», второе – «посвятить в тайну, познакомить с тайной» и третье – « посвятить» (напр. «посвятить кому-нибудь произведение» – перев.) . В современном казахском языке «бағыштау» соответствует только третьему значению термина «посвящение», но происхождение этого слова от многоуровневого мифологического представления дает возможность придать ему новые (точнее, забытые старые) значения «принять в ряды, посвятить» и «познакомить с тайной». Посвящение (инициация) – «бағыштау», обряд посвящения – «бағыштау (бағыштау) ғұрпы».
[xv] Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал (А.М.Сагалаев, И.В.Октябрьская). Новосибирск, с. 92-93.
[xvi] Кузьмина Е.Е. Сцена терзания в искусстве саков // Этнография и археология Средней Азии. М., 1979, с. 80; Галиев А. Реактуализация Космоса в обрядах тюрков // Культура кочевников на рубеже веков (Х1Х-ХХ, ХХ-ХХ1 в.в.): Проблемы генезиса и трансформации. А., 1995, с. 152-159.