Томирис (синопсис)

Таласбек Асемкулов

Осмысление истории конно-кочевой цивилизации Евразии как в научно-теоретической, так и в художественной форме почти всегда ведется с позиции оседлых народов. История кочевников написана их врагами, замешана на тысячелетних обидах, комплексах, потаенном чувстве вины и т.п.

На наш взгляд, война персов и массагетов – одно из ключевых событий в мировой истории, ее «осевой эпохи» (К. Ясперс). Кир представлял нарождающийся универсализм и политический модернизм, так сказать древний вариант глобализма. Кочевники сражались не только за свою свободу. Они являлись наследниками воинской касты «доосевой» общеевразийской цивилизации и боролись за сохранение традиционного мироустройства. В конце концов в этой борьбе они проиграли. В истории, написанной победителями, тысячелетняя борьба кочевников предстала как разгул диких орд, стихийные нашествия и грабежи.

Мировая история знала много цариц. Но чаще всего они управляли своей страной через систему фаворитизма и дворцовых интриг, а то и просто являлись марионетками на троне. Феномен кочевой цивилизации, отразившийся, например, в казахских эпосах, – высокий социальный статус женщины, преклонение перед ее умом и чистотой.

В нашей трактовке, отражающей исторические сведения, Томирис – это пожилая женщина, почти старуха, олицетворяющая мудрость и благородство древней кочевой культуры. Культуры настолько развитой и нравственной, что женщина могла объединить воинские роды для смертельной борьбы с врагом.

Кир – человек, обладающий от природы высокими качествами, его конституция и система управления завоеванными странами были справедливы и гуманны. Но известно, куда зачастую ведут нас благие намерения. Кир оказался орудием в руках тех, кто финансировал его войны. История рождения и детства Кира свернута в мифологические знаки. Одна из наших задач – раскрыть их, выявить их скрытое содержание.

Предлагаемый взгляд на события древности не только придаст фильму оригинальности, но и (при желании) перекликается с современной ситуацией. По иронии истории, в противостоянии США и Ирана, Иран выступает как оплот традиционализма, а США – как орудие глобалистских сил.

Еще одним серьезным препятствием для художественного осмысления истории кочевников является сам характер кочевой культуры – она интериорна, склонна к культурному минимализму. Подлинное ее понимание возможно лишь тогда, когда внутреннее (инсайдерское) знание кочевой традиции, как она дошла до нашего времени, сопрягается с теоретической реконструкцией ее духовной истории, мифологии, культуры.

Читайте отрывок из сценарий «Царица Томирис» на русском языке

Читайте рабочий вариант сценария «Царица Томирис» на казахском языке

Читайте «Историко-культурный комментарий» к сценарию