Слово Молчания
Стагнация современного искусства не так безобидна, как может показаться: невыразимость нашего бытия и его невыразительность – две стороны одной медали. Неосмысленная бесцельная жизнь напоминает сказку, рассказанную идиотом. А кому хочется быть персонажем этой сказки, если она еще и скучна…
«Что такое Сакральное по отношению к миру? Это Присутствие в области существования того, что на деле опережает и содержит эту область, присутствие Несотворенного в творении, Вечного – во временном, Бесконечного в пространстве, Бесформенного в форме…» Это Присутствие осуществляется, в частности, через сакральное искусство – «форму бесформенного, изображение Несотворенного, слово Молчания».
В середине прошлого века эти слова Фритьоф Шуон написал в связи со своими рассуждениями о кастах и расах, о смысле отдельной человеческой жизни и цивилизаций, о смысле красоты и непреодолимой тяге современного мира к уродству. Он писал о том, что сакральное искусство, помимо своей прямой духовной функции, является необходимой опорой коллективного разума, что только в присутствии сакрального, духовного искусства искусство профаническое (светское) выражает красоту, «потребность в которой является естественной для нормального человека». Только в присутствии Сакрального, профаническое искусство выражает коллективный гений, душу цивилизации, только вместе они образуют традиционный гений, отпечаток всей цивилизации, без которой персональный гений – индивид – бессилен.
Прошу у читателя прощения за, наверное, не слишком внятную попытку тезисно изложить размышления философа-традиционалиста, которые, как мне кажется, объясняют казахстанскую ситуацию в области духовности (точнее, бездуховности), нравственности, искусства, культуры, языка, короче, нашу ситуацию в целом.
Ситуация же эта состоит в том, что, с одной стороны, под напором масс-культуры мы утрачиваем остатки нашего сакрального искусства, выжившие в советское время. С другой стороны, нашу современную культуру в целом трудно назвать динамично развивающейся. Общим местом стало мнение о том, что наш кинематограф, литература, музыка не способны выразить дух нашего времени, создать сильные и интересные образы современников. И эта стагнация современного искусства не так безобидна, как может показаться: невыразимость нашего бытия и его невыразительность – две стороны одной медали. Неосмысленная бесцельная жизнь напоминает сказку, рассказанную идиотом. А кому хочется быть персонажем этой сказки, если она еще и скучна, а вокруг мир – полный соблазна и красок? И эта стагнация имеет место, несмотря на огромное количество талантливых людей, стремящихся реализовать свои способности.
Парадоксальность ситуации можно было бы привычно объяснить отсутствием поддержки художников со стороны государства и общества, точнее, отсутствием механизма отбора действительно талантливых людей, неумением творческих личностей пробиться вперед, тем более что в наше время технология раскрутки значит больше, чем талант сам по себе. Все это так.
Но приведенные выше мысли Шуона по-новому высвечивают проблему, суть которой – неукорененность современной нашей культуры, отсутствие у нее корней в нашей древней земле и в вечном небе, иначе говоря, отсутствие почвы. Если почвенный слой (традиционный гений, по выражению Ф.Шуона) силен, то он будет поколение за поколением порождать таланты, а иногда и гениев, способных выразить дух своего времени, дух своей культуры. Если почвенный слой отсутствует, появившийся чудом, вопреки общекультурной ситуации, гениальный художник обречен.
Мир был создан из звука – наши предки утверждали это, как и большинство восточных культур. Индийские мудрецы учат, что основой всего является звук, и потому высшее бытие они называют “сабда-брахма”, “Бог есть звук”. Этот звук невозможно услышать обычным слухом. Но “то, что Мухаммед слышал в пещере Гар-е Хира, когда он глубоко погрузился в свой божественный идеал, был именно Саут-е Сармад, звук абстрактного плана. Коран упоминает этот звук в словах “Будь! И все стало”. Моисей слышал этот самый звук на горе Синай, когда общался с Богом; и то же слово было слышно Христу в пустыне, когда он был принят в лоно своего Небесного Отца. Этот звук есть источник всего откровения для Мастеров, которым он открывается изнутри; именно поэтому они знают и учат одной и той же истине”. Этот звук, как пишет индийский суфий-музыкант Инайат Хан, наиболее приближенно на физическом плане можно передать как придыхание “Ху”, в исламском мистицизме являющееся символом Духа. Казахи кюй называли “Тәңiрдiң күбiрi” – шепот Тенгри (Т.Асемкулов) и поклонялись музыкантам, способным слышать Всевышнего. Кажущиеся нам теперь экзотическими техническими ухищрениями приемы, выработаннные в ходе многотысячелетнего развития тюркско-монгольской музыки призваны дать хоть какое-то представление слушателю о невоспринимаемом физическим слухом абсолютном звуке, приобщить его к переживанию высшего бытия. А.Маргулан писал, что слово “күй” является фонетической трансформацией слова “көк” – небо. Слова “күй”, “күбiр” передают звук-придыхание ”Ху”, о котором пишет Инайят Хан.
Кюй – шепот Тенгри – есть то самое «Слово Молчания», присутствие Вечного начала в нашей суетной быстротекущей жизни, то, что должно было бы служить опорой персонального гения, а также и коллективного разума нашей цивилизации, побуждать светское искуство служить красоте и истине. Много писалось о страшной судьбе кюя в советское время, о незавидной его сегодняшней доле (см., например, беседу Жанибека Сулеева с писателем и домбристом Таласбеком Асемкуловым на сайте Dialog.kz «Мәңғілік сарын – Музыка вечности: уйдет ли она в вечность в независимом Казахстане»).
Мода превыше Вечного?
Концерт «Күй керүені» – «Караван кюев» на ТРК «Казахстан» (16-17 декабря 2007 года) – неловкие попытки телевизионщиков представить домбристов в роли эдаких звезд, подъезжающих к концертному залу в черных лимузинах (при том, что ряд участников концерта реально бездомные), идущих по красной дорожке, раздающих автографы, трескотня ведущих, мешающие сосредоточиться клиповые быстрые смены планов, когда то и дело в центре экрана сверкали рельсы для камер – заставил задуматься о еще одном аспекте (почти неощутимого) присутствия кюя в современной культуре – телевизионном.
Казахское ТВ так много критиковалось за «говорящие головы» в кадре, что поиск современного формата стал навязчивой идеей. Примером тому шоу «Дала думан» – «Степной праздник» на том же канале «Казахстан»: буйство красок, ассоциирующееся не столько с цветущей степью, сколько с узбекским базаром, натянутые тексты, неумело произносимые приглашенными молодыми и не всегда профессиональными музыкантами, силящимися изобразить дух веселья и творческого состязания, еще более натянутые жесты и мимика. В передаче теряются, на заднем плане остаются приглашенные корифеи музыки, вынужденные «подыгрывать» неумелым репликам «молодежного» шоу.
Хочу быть правильно понятой: критикую телеканал «Казахстан», потому что по объективным и субъективным причинам именно он должен задавать тон в продвижении традиционной казахской музыки. На этом канале – собранные за пятьдесят лет бесценные аудио- и видео-архивы, записи сольных студийных концертов лучших исполнителей второй половины ХХ века, лучшие кадры специалистов в области казахской музыки –живая летопись казахского искусства, музыкант и исследователь, отдавший двадцать пять лет жизни ТРК «Казахстан» Жаркын Шакарим, кандидат искусствоведения Сагатбек Калиев, молодые кадры – блестящие музыканты и знатоки традиционной музыки Сарсенгали Жузбаев и Базаралы Муптекеев.
Телеканал «Казахстан» имеет богатейшие традиции пропаганды казахской инструментальной музыки. Здесь на экране в такой передаче как «Домбыра дастан» блистал Шамиль Абильтай, Юрий Аравин проводил экскурсии в своем «Музее звуков», здесь Абдулхамит Райымбергенов учил детей азам домбровго искусства, а Сагатбек Калиев создавал клипы по мотивам шедевров казахской народной музыки. Свою значимую лепту в пропаганду казахского искусства внес коллектив во главе с Галымом Доскеном, особенно ценным является подготовка и выпуск альбома домбровой музыки «Мәңгілік сарын» – «Музыка вечности» из девяти дисков. Следующий глава ТРК «Казахстан» Нуртлеу Имангалиулы продолжил эти традиции, учредив фестиваль «Күй керүен» – «Караван кюев».
Однако в последние годы в погоне за «современным» форматом содержание все чаще стало отходить на последний план. «Золотой фонд» архивов оказался забыт, видимо, ввиду своей «несовременности», забыты и передачи, в которых участвовали не просто «говорящие головы» – лучшие музыканты и знатоки. А ведь серьезную музыку, в том числе и казахскую традиционную, хотели бы слышать, передачи о ней смотреть по ТВ не только зеленая молодежь, на которую рассчитан такой проект, как «Дала думан», но и зрители более старшего возраста. В сетке телевещания постоянное место должны занять серьезные передачи о музыке, в центре внимания которых именно содержание, смысл и качество исполнения. При этом передачи эти должны вестись не только на казахском, но и на русском языке, так как все большее число русскоязычных казахов в поисках своих корней обращается к традиционной музыке, но «современная» (попсовая) форма, и низкий уровень постановки могут лишь оттолкнуть такого зрителя.
Еще раз повторюсь, критикую канал «Казахстан», потому что понимаю – именно на этом канале работают те, кто любят нашу музыку. И еще понимаю – бесполезно критиковать коммерческий канал, на котором какая-нибудь раскручиваемая по современным понятиям, известная лишь ню-изображениями певичка жеманно «исполняет» древнюю походную песню, песню, в которой идущий на смерть воин прощается с любимой. Песню, которую не поют сейчас самые известные исполнители народных песен с мощным голосом и отработанной техникой, потому что слишком хорошо знают, какого уровня духовности эта песня требует, знают, что песня эта способна проявить те закоулки души исполнителя, которых они стыдятся. Стыдятся, потому что Сакральное, пусть эхом, звучит в их сознании.
Всякое правило имеет исключение. «Продвинутый» формат и погоня за рейтингом не всегда оправдывают себя. Говорю это и по собственному опыту: в уже таком далеком 1991 годов случайно увиденная по телеканалу «Казахстан» передача с нашим великим кобызистом Сматаем Умбетбаевым помогла мне позднее пережить сложный момент в жизни.
Должна существовать и на нашем ТВ постоянная программа, где без всяких форматов и рейтингов, наплывов и видеоряда будут звучать бессмертные шедевры традиционной музыки. В лучшем исполнении и с комментариями лучших знатоков. Недавно на кабельном турецком канале довелось увидеть такую передачу. Студия, украшенная лишь несколькими огромными свечами (настоящими, а не лоскутными, акцент на которых особенно раздражает в сегодняшних передачах ТРК «Казахстан»). Ансамбль, исполнявший музыку разных тюркских народов. Концерт вел руководитель и солист ансамбля, рассказывавший о тюркских народах, даже самых малых, и пересказывавший на турецком текст песен. От передачи, длившейся часа три, невозможно было оторваться. Высокий профессионализм исполнителей, их любовь и гордость за тюркскую музыку, нескрываемое удовольствие, с которым они пели и играли, делали их прекрасными, а передачу – настоящим праздником.
2007 (?). Статья «с блеском» проиграла на конкурсе аналитических материалов к 50-летию ТРК «Казахстан»