Закирьян Аминев
Фольклористами и этнографами у башкир записаны многочисленные предания о странном способе измерения земельной площади. Согласно этим легендам, пришлое население просит у башкир немного земли – величиной с бычью шкуру. Башкиры, посмеиваясь, соглашаются. Ведь, даже, если и дать размером с самого большого быка, то убыток небольшой. Но, не тут то и было! Просители режут быка и шкуру его разрезают на тонкую и длинную нить, которой потом огораживают огромные просторы земли, хитростью отхватывая у башкира землю [1. С.213-217; 9. С.280]. Этот сюжет измерения земельной площади нитью, нарезанной из бычьей шкуры, уходит своими корнями в седую старину.
В частности, он зафиксирован еще у древних карфагенян. В эпизоде об основании Карфагена говорится, что этот город возник на земле, ограниченной тонкими ремешками, нарезанными из бычьей шкуры [3. С.37].
Схожий сюжет записан Л.С.Толстовой в Хиве, у туркмен в ХХ веке. В этой легенде говорится о том, как Хазират Полван-ата сумел обманным путем потребовать у царя Индии столько людей, сколько поместиться на шкуре коровы: разрезав шкуру коровы на тонкие ремешки, он окружил большую территорию, на которой разместил много людей; людей этих он отвел в Хорезм [7. С.137].
Многочисленные легенды о быке, помогающим людям освоить новые земли, или оказавшим услуги при заложении новых городов и селений зафиксированы Г.П. Снесаревым у тюркоязычного населения Хорезмского оазиса. Например, у этого автора также имеется мотив плутовства, обмана при освоении новых земель, когда новопоселенцы просят у хозяев “немного земли — величиной только с бычью шкуру” [5. С.314].
Обнаружен этот сюжет и у малочисленного северного народа юкагиры, язык которых исследователи до сих пор затрудняются отнести к определенной языковой семье. В юкагирской легенде “Петр Бэрбэкин” рассказывается как Петра Бэрбэкина старики отправляют к владыке Верхнего мира. Петр Бэрбэкин берет бычью шкуру, разрезает его по кругу узкой ленточкой и получилась у него длинная лента. Придя на Верхний мир, Петр лентой окружил себе огромную площадь, границу сделал и внутри нее рассыпал землю, прихваченную с собой и по четырем углам поставил кресты. Таким образом, он себе среднюю землю сделал и стал здесь жить. Владыка Верхнего мира послал своих подчиненных, чтобы те наказали Петра Бэрбэкина, но они не смогли это сделать, так как не могли проникнуть вовнутрь огорожененой территории. Петр им ответил, что стоит на своей земле. Действительно, земля со всех сторон огорожена, по всем четырем сторонам поставлены кресты и неоткуда туда проникнуть. Так Петр Бэрбэкин спасся от наказания [4].
К этому сюжету о плутовстве с землей при помощи ленты, нарезанной из бычьей шкуры, примыкают также мотивы заселения новых земель при помощи быка или переселения на новые земли на спине быка. Мотив заселения новых земель при помощи быка имеется и в зороастрийском тексте Бундахишн, где говорится о главах шести родов, которые на спине мифического быка переправились через озеро Воурукаша и заселили новые земли [6. С.294].
Все вышеперечисленные легенды так или иначе связаны с древним культом быка, который уходит своими корнями во времена палеолита, когда у древних людей начинал складываться этот культ [2]. Исследователями считается установленым, что в ходе сложения культа быка, древние люди стали представлять землю в образе быка.
В самом древнем башкирском эпосе “Урал батыр” [8], есть эпизод, где Урал борется с быком царя Катила — владыки потустроннего мира [8. С.57-60]. Катил про этого быка говорит, что он “опора его дворца”[8. С.57]. Здесь слово “дворец Катила” мы должны понимать как вся Земля. Мир Катила, являясь потусторонним миром, находится под землей и поэтому вся земля находится как бы на быке Катила. У башкир записан миф о том, что земля покоится на рогах огромного бурого быка, который в свою очередь стоит на спине огромной рыбы. Когда бык устает держать землю на одних рогах и начинает шевелится, чтобы переставить землю с одного рога на другой, то случаются землетрясения.
Таким образом, в странном (на первый взгляд) способе измерения земельной площади бычьей шкурой отразилось древнее мифологическое воззрение башкирского народа, где бычья шкура и сам бык/земля равнозначные символы по принципу: pars pro toto, т.е. часть (бычья шкура) заменяет целое (землю).
Список использованной литературы
1.Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа. 1987. С.213-217.
2.Грязнов М.П. Бык в обрядах и культах древних скотоводов // Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977.
3.Никифоров В.М. Стадии эпических коллизий в олонхо. Новосибирск. 2002.
4.Петр Бэрбэкин // Полярная звезда. 1988. №6. С.120-126.
5.Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.
6. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.
7.Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья. М., 1984.
8.Урал батыр // Башкирское народное творчество. Уфа.1987.
9.Эпические жанры устного народного творчества. Уфа.1969.
Опубликовано: Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения. Уфа. БашГУ. 2007.С.282-284