Для затравки предлагаю тест. Попробуйте с трех раз определить казахстанца – автора цитаты: «Элита там, где не праздник, а мобилизация. Важен не жизненный уровень, а способность жертвовать, непривязанность к собственным достижениям… Если говорить о примерах из пресловутой «мировой цивилизации», элита – …крестоносцы, отправившиеся умирать в пустыню во имя Идеала (нефть им была ни к чему)».
Подсказка: это не Шуга Нурпеисова (и не я), потому что в следующем фрагменте автор говорит о себе в мужском роде: «Качественный уровень жизни, уверен, достигается в правильной пропорции между усердием личной самоотверженности и силой национальной мечты. Те, кого мы можем справедливо поставить себе в пример, осуществляли модернизацию на фундаменте национальной этики и национальной культуры». И это не кто-то из прекраснодушных интеллигентов-бессребренников, как можно было бы подумать, а крупный бизнесмен.
Статью «Ярмарка тщеславия», из которой приведены цитаты, мне дала почитать в 2004 году Шуга Нурпеисова. Она считала, что если уж бизнесмены начали говорить о самоотверженности (не народа вообще, а элиты) и национальной идее, наша задача – поддержать этот феномен, провести «круглый стол» для обсуждения текста. Дальше разговоров у нас дело, разумеется, не пошло, имя автора – Адиль Тойганбаев – мне ничего тогда не говорило.
Как выяснилось позднее, о «фундаменте национальной этики» рассуждал не просто бизнесмен, а горячо любимый братским народом казахский зять кыргызского президента Аскара Акаева (теперь уже экс-президента). До сих пор не могу определиться – нахальство это или лицемерие. А между тем плодовитый автор уже наваял сборник статей «Технология мечты», в которых рассматривает практически все актуальные проблемы нашего общества: национальные, языковые, культурно-образовательные, религиозные, геополитические, проблемы научно-технического прогресса и оптимального политического устройства и пр.
Не просто рассматривает, а анализирует и предлагает совершенно невероятные, фантастические пути решения. Именно фантастические, потому что по мнению автора «В мире доминируют те, кто к идеям Сделать Невозможное относится более чем серьезно». Главная задача, которую он ставит для казахской нации, – «ориентироваться не на завтра, а на послезавтра».
Послезавтра науки и высоких технологий – создание в Казахстане принципиально новых концепций и, соответственно, новых рынков товаров и услуг, способных изменить лицо мира. Среди других Невозможных идей автора – превращение Казахстана в гарант безопасности в Центральной Азии и соответственно в постоянного члена Совета безопасности ООН.
Назвать автора Дон Кихотом трудно не только в силу его весьма успешного, в современном понимании, прошлого. Но и потому, что он имеет четко определенные политические амбиции, среди которых ближайшая – создание центристской политической партии в Казахстане. Изложенный в книге Национальный политический и культурный проект представляет по существу идейно-политическую платформу будущей партии.
Такое начало весьма любопытно, потому что:
1. У нас политические партии и политические деятели возникают либо в результате чиновничьей карьеры, либо в результате отставки, обиды и вплоть до уголовного процесса (возможно, эта схема работает и в данном случае, только пролог разворачивался в Кыргызстане). В данном случае все начинается с книги (или с Книги?).
2. Книга эта, что скрывать, вызывает профессиональную (белую) зависть, как содержанием, так и стилем. И даже если текст – дело рук высокооплачиваемого спичрайтера (что не исключено), спектр тем и уровень рассмотрения вызывают уважение к официальному автору. Ведь чтобы просто найти такого спичрайтера и задать ему такие темы, нужны не только деньги, но и недюжинный интеллект, образование, кругозор. Для большинство наших политиков тексты на такие темы просто не существуют.
3. Центристская позиция не мешает автору называть вещи своими именами и ставить проблемы весьма остро. Даже наши записные национал-патриоты не формулировали так: «Есть очевидные предпосылки национального проигрыша. Большой народ, тем более обладающий статусом «титульной нации», в быстрой перспективе всегда имеет худшие возможности, чем малые общины, связанные клановой поддержкой и системной взаимопомощью… Национальные кланы в принципе эффективнее разрозненного и дезинтегрированного народа… Если для государства не очевиден приоритет поддержки национального языка и национальной культуры, такое государство неполноценно» (статья «Как не стать чужим на своей земле»). При этом вряд ли автор дождется аплодисментов со стороны национал-патриотов, т.к. в качестве решения ряда проблем предлагает масштабную, государством поощряемую миграцию в Казахстан русскоязычных граждан из проблемных регионов СНГ. Поддерживая (на мой взгляд, абсурдную) программу «триединства языков», он говорит о необходимости преференций для русского языка, а защитников особого статуса казахского называет «маргиналами и неудачниками с учебником казахского языка, которым они отбиваются от всех остальных» (статья «Выбор открытой страны»).
Короче говоря, книгу А. Тойганбаева «Технология мечты» было чрезвычайно интересно читать: где-то видишь влияние идей своих любимых авторов, в современном мире маловостребованных, с чем-то соглашаешься и с чем-то споришь. И больше всего удивляет то, что книга эта принадлежит не перу высоколобого интеллектуала, живущего в башне из слоновой кости, а бизнесмену и политику. Кстати, в текстах явно ощущается вызов оторванным от жизни интеллигентам в духе знаменитого «До сих пор философы только объясняли мир, а …»
Но настоящая аудитория этой книги, как мне кажется, – амбициозные молодые интеллектуалы, связывающие свое будущее с Казахстаном (а такие, как это ни странно, до сих пор существуют). В этой книге они найдут выражение своих устремлений и больших надежд.