Таласбек Асемкулов
Жанр: художественный фильм-притча с элементами фэнтези и экшн.
В стародавние времена два казахских батыра возвращались с войны после победы над калмыками. Была весна. Все цвело. У обоих батыров было приподнятое настроение. Они ехали по лесистой широкой степи, говорили о прошедших битвах и грустили иногда, вспоминая погибших товарищей. Позади ехала телега, в которой сидели двое пленных калмыцких девушек и десяток несмышленых калмыцких детей. Чуть отстав, шел караван из восьми верблюдов, груженных военной добычей. Все это было «олжа», которое получает каждый воин после удачной войны или набега.
Один из батыров был пожилым человеком за шестьдесят и звали его Отамалы. Второму было около двадцати и звали его Байбура.
И вот настала ночь. Путники отыскали в горах пещеру. Зажгли костер и, связав пленных, легли спать.
Ночью пещеру навещает Жезтырнак. Она убивает старого батыра, вырывает и съедает его сердце. Байбура, проснувшись, пытается защитить своего сородича. В пещере при свете костра происходит сражение. Байбура ранит Жезтырнак в руку, но и сам падает в обморок от тяжелого удара нелюдя. После того как Жезтырнак уходит, одна из девушек пережигает на костре веревку и, освободив детей, посадив их в телегу, бежит от пещеры.
Настает утро. Обморок проходит, и Байбура, сев на коня, ищет пленных. Наконец он настигает их и происходит сражение между Байбурой и калмыцкой девушкой. Байбура убивает ее и, погрузив на коня мертвое тело Отамалы, захватив добычу, возвращается к себе в аул.
Аулчане встречают батыра, хоронят Отамалы. Пленных девушек отдают в жены, детей делят между кибитками. Жизнь налаживается и входит в колею.
Однажды в аул приходит китайский торговый караван. Происходит торг. Мать Байбуры замечает в караване девушку-подростка, явно не китаянку. Она спрашивает у начальника каравана, откуда эта девушка. Караванщик отвечает, что она сирота, и что он подобрал ее на пепелище одного аула, все жители которого были убиты, и что он не знает, что с ней делать. Мать Байбуры просит отдать или продать ей девочку. Девочка остается в ауле. Мать Байбуры полюбила смирную, послушную девочку. Она не догадывалась, что эта девочка была Жезтырнак, принявшая человеческий облик. Перед смертью мать скрепила узами брака Байбуру и подросшую девушку.
Прошли годы. У них родилось несколько детей. Однажды произошло убийство, и путник, молодой парень, случайно оказавшийся на месте преступления, был пойман. Происходит судебная ошибка, народные судьи-бии приговаривают парня к ужасной смерти – четвертованию верблюдами. Ночью кто-то приходит к юрте, где под стражей содержится осужденный и, убив охранника, проникает внутрь. Наутро люди видят страшную картину – убитых и растерзанных охранника и осужденного. После этого в ауле происходят странные кровавые события. Байбура ни о чем не догадывается.
Назревает новая война с калмыками. Перед самой войной в аул приезжает шаман-прорицатель. Он в приватной беседе объясняет Байбуре, что его жена – нелюдь. Байбура не верит, но в его душу закрадывается сомнение. После ухода шамана у него происходит объяснение с женой, и она подтверждает слова шамана, объясняет свое поведение. В это время приезжает вестовой от хана с известием о начавшейся войне. Байбура должен выступать в поход. Он колеблется, боится оставить своих сородичей, переживает за них, за своих детей. Жезтырнак клянется, что будет защищать его очаг и его аул.
Байбура едет на войну. Происходит кровавое сражение. Казахи одерживают победу, делят добычу и опять возвращаются в свои аулы. Байбура в сомнених и тревоге спешит к себе домой. По приезде он с удивлением обнаруживает, что Жезтырнак сдержала свое слово, и все живы и здоровы. Но ее самой уже нет в ауле. Перед самым приездом Байбуры она покинула аул. Байбура ищет, но не находит ее.
Основной конфликт фильма в том, что волею Всевышнего превратившаяся в женщину Жезтырнак судит человеческое общество с позиций Абсолютного добра, жизнь ожесточенных бесконечной войной людей предстает перед ней кровавой рекой. Пленные калмыцкие девушки погибли, потому что пожалели казахского батыра Байбуру, не убили его, когда он был без сознания. Усыновленные казахами калмыцкие мальчики рвутся в бой с калмыками. Скорбящий о своих погибших сыновьях Байбура спасает от смерти калмыцкого мальчика Бадмая, а тот пытается убить своего спасителя во сне и пр. Последний разговор с Жезтырнак-Касем многое изменил в сознании казахского батыра, он раздваивается между необходимостью защищать свой народ от врага и жалостью. Фильм заканчивается жизнеутверждающим эпизодом, когда вновь женившийся Байбура стал отцом, а его аул вышел на весеннее кочевье.
Читайте отрывок из сценария «Жезтырнак»
Т. Асемкулов со сценарием «Жезтырнак» победил на Межународном конкурсе сценариев