Таласбек Асемкулов
Сценарий «Царица Томирис» является художественным произведением, однако мы сочли необходимым привести некоторые комментарии, чтобы показать, что художественные решения сценария являются небезосновательными и в историческом плане.
Персидский царь Кир Великий показан скифом из племени хаумаварга.
1. Кир является создателем Персидской империи и основателем царской династии Ахеменидов, но в разных вариантах персидских генеалогий царей сам он в эту династию не включается. Объяснение этому может быть только одно: иранский, доходящий до крайнего шовинизма, национализм воспрепятствовал включению в родословие персидских царей человека неперсидского происхождения.
2. Кир Великий был похоронен по скифскому обряду. Это сходство историки позднее объяснили тем, что якобы «кочевники переняли у персов этот ритуал», но собственно персидский обряд предполагает выставление трупа на съедение падальщикам, исключение было сделано для Кира.
3. По легенде, приемной матерью Кира является женщина по имени Спако – Собака. Легенда может быть интерпретирована как указание на то, что Кир воспитывался в племени, тотемом которого была собака, т.е. в одном из скифских племен. Традиция воспитания наследника знатного рода при царском дворе, даже и враждебном, была широко распространена на Востоке вплоть до нового времени. Эти мальчики-воспитанники из знатных семей представляли одновременно заложников, гарантировавших лояльность родного племени царской династии. Ср. с более поздним институтом туркменских шахсевенов («любящих шаха») при иранском дворе.
4. Выдающийся востоковед Мирча Элиаде упоминает о хаумаваргском происхождении Кира как само собой разумеющемся факте. Вообще говоря, эта версия происхождения Кира достаточно широко распространена во французской историографии, но тщательно замалчивалась в советской, российской истории.
5. Персы, являясь окраинным, нищим и диким народом, могли пригласить на престол юношу из скифского рода, также как русские пригласили на царствование варягов, англичане, когда пресеклась династия Стюартов, пригласили принца из германской династии и т.д. В традиционном мире, пока не восторжествовал национализм, приглашение на престол наследника знатного рода из воинской касты-народа было наиболее простым способом легитимизации вновь образовавшегося государства.
6. В казахском варианте племя хаомаваргов названо камбар, этому причиной не только внешнее сходство двух терминов. Этноним хаомаварг этимологизируется как «варящий хаому» или «хаома-волк». Хаома – напиток (вещество), использовавшееся скифами для получения измененного состояния сознания (ИСС), характерного прежде всего для шаманов. Имя Камбар этимологизировалось казахскими исследователями эпоса еще в советское время как «Қам-бөрі», т.е «Шаман-волк». Действительно, в фольклорном образе Камбара много черт, связанных с шаманством и музыкой, он представляет переходный тип между шаманом и воином. Казахский род уак считает Камбара своим первопредком, т.е. на каком-то этапе истории это имя могло являться этнонимом. Его древность подтверждается индийской «Ригведой», зафиксированной на рубеже 2-1 тыс. до н.э. В этом сборнике среди знаменитых героев даса упоминается Шамбара. По реконструкции С. Кондыбая извечные враги ариев – даса – являются прототюрками, а имя Шамбара может читаться в исходном варианте как Камбар (закономерность смены ш/с/к).
Культ Коркута
Образ Коркута, который нам известен, является поздней мусульманской версией. В мифологии кочевников Коркут является ипостасью Создателя-Тенгри, если так можно выразиться, оперативным Тенгри, Тенгри, бесконечно творящим мир. Первая ипостась самого Коркута – Камень, культ которого с древнейших времен просуществовал у казахов до нового времени. Этот культ Камня исследовался современными мифологами – Серикболом Кондыбаем, Зирой Наурзбаевой. Он аналогичен дозороастрийскому (т.е. существовавшему до 1 тыс. до н.э.) культу Митры – бога пастбищ (т.е. скотоводов), договора и клятвы. В мифологии Митра появляется из камня. О. Сулейменов сопоставляет образ и имя Коркута с древнеегипетским Гор-Ахутом, т.е. глубокая древность этого образа и имени бесспорны.
Некоторые скифы имеют древнетюркские имена
По нашему глубокому убеждению, сформированному на основе трудов С. Кондыбая и изданной в России в 19 в. – до того, как в официальной российской науке стала доминировать «арийская парадигма» – четырехтомной антологии «Византийские историки», древние кочевые народы Великой степи были тюрками.
Читайте на казахском языке рабочий вариант сценария «Тұмар падиша»
Читайте синопсис сценария «Царица Томирис» на русском языке