Зира НАУРЗБАЕВА
«Тайны небесной глазури». Так называется книга Софьи Сулейменовны Такибаевой, изданная в 1987 году. В ней подводятся итоги двадцатилетних исследований группы ученых Алматинского НИИстромпроекта средневековых технологий создания керамики и глазури, примененных при строительстве мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави и других выдающихся памятников культуры Центральной Азии.
Необходимость напомнить об этих исследованиях группы ученых-энтузиастов, реконструировавших старинные технологии с помощью современных научных методов, возникла в связи с тем, что сейчас происходит вокруг выдающегося памятника мировой культуры. Как известно, турецкое правительство выделило средства на реставрацию общетюркской святыни, но конкретно работами занимается турецкая строительная фирма-подрядчик. Не понятно, кто утверждал планы реставрации, кто санкционирует ведущиеся в мавзолее работы. Речь, в данном случае, идет не о финансовой стороне. Проблема заключается в том, что подрядчики к вопросу реставрации подходят не с позиций безусловного уважения к нашей духовной культуре, к нашей истории и не с позиций добросовестных ученых, стремящихся максимально точно воспроизвести изначальный облик реставрируемого памятника. Они ведут себя как бесцеремонные нувориши, прихватизировавшие старинный особняк и перестраивающие его в соответствии с собственными вкусами и представлениями об евроремонте. Проблема обострена тем, что речь идет о памятнике религиозном, отразившем мировоззрение суфизма, неоднозначно оцениваемое разными течениями ислама, а также и историю кочевников.
Как известно, Туркестан был духовной столицей Казахской Орды. Здесь на белой кошме поднимали казахских ханов, здесь, подле Ахмеда Яссави они находили последний покой. Мавзолей являлся некрополем, своеобразным пантеоном. Несколько лет назад большой скандал вызвало то, что «реставраторы» чуть ли не бульдозерами выгребли останки казахских ханов из могил, так что теперь никто не может ответить точно, где кости того или иного исторического деятеля. Это преступление против нашей истории не получило должной оценки, так что «работы» продолжились. Один из последних, получивших огласку фактов состоит в том, что «реставраторы» ободрали со стен остатки древней мозаики, заменив ее белой штукатуркой. Возможно, роспись Мавзолея, включавшая куфические надписи, содержавшие обращение к Аллаху наряду с обращениями к Тенгри и Бурхану (Будде), вызывала возмущение верующих, трудно сказать.
Наша вина, вина казахов, никак не меньше вины турецкой стороны. «В плохом доме хозяйничают гости», – гласит казахская пословица. Мы не сумели быть достойными наследниками своих предков. В мирное время не сумели защитить святыню, которую наши предки защищали с оружием в руках. Мы и сами реставрируем древние памятники так, как будто делаем текущий ремонт бесхозного учреждения, ремонт, единственной настоящей целью которого является отмывка отпущенных из бюджета денег. Разруха начинается в человеческих душах. Страшнее всего, когда это души тех, кто призван блюсти народные святыни. Несколько лет назад из Эрмитажа на родину был возвращен священный тайказан – ритуальный котел, когда-то стоявший в самом центре Мавзолея, аккумулировавший его сакральную энергию, бывший источником ее для тысяч паломников. Вернувшийся на родину тайказан был превращен… в урну для денежных пожертвований. В последнее время ситуация несколько изменилась: тайказан отгородили от паломников… решеткой, а рядом поставили уже настоящую урну для денег. Правда, если раньше пожертвования шли на содержание древнего здания и помощь нуждающимся, то теперь они уходят в центр, что вызывает недовольство местного населения.
Мы публикуем отрывки из книги С.С.Такибаевой – ученого и патриота, для которой воспроизведение на научной основе (в ходе работы над проектом было защищено шестнадцать авторских свидетельств, выданных Государственным комитетом СССР по делам изобретений и открытий) средневековых технологий строительства стало главным и последним делом жизни. В ее жизни типичного представителя своего поколения был голодомор, смерть родителей, детский дом, война, лишившая ее здоровья и счастья иметь детей. Но костыли не мешали ей разъезжать между Алматы и Туркестаном, искать заброшенные карьеры, из которых брали сырье древние мастера, обучать местную туркестанскую молодежь старинным технологиям, так, чтобы на месте наладить производство необходимых для реставрации старинных памятников материалов. Кстати, в спроектированной тогда Алматинским НИИстромпроектом новой промышленной базе для Туркестанской специальной научно-реставрационной мастерской, где впервые в практике реставраторов Средней Азии многовековое ручное производство было механизировано и автоматизировано по ряду процессов, она видела и возможность хотя бы частично решить проблему безработицы в ЮКО, ведь эти материалы могли быть востребованы не только в Казахстане, но и в Узбекистане, где так и не смогли найти адекватных технологий реставрации знаменитых «голубых куполов» Самарканда, Бухары, Ташкента. Когда ее подвижническая деятельность показалась ненужной руководству и ее отправили на пенсию, а экспериментальные мастерские стали производить стандартный кирпич на продажу (наступало время перестройки и кооперативов), она тихо ушла из жизни.
«Рух-Мирас» склоняет голову перед светлой памятью С.С.Такибаевой и тех ее сподвижников, кто уже ушел из жизни, и надеется, что эта публикация послужит началом возрождения их дела в суверенном Казахстане. Необходимо наконец понять, что нашим культурным наследием являются не только памятники старины, но и уникальные достижения казахстанской науки в самых разных областях, начиная от реконструкции средневековой технологии создания керамики, технологии обогащения руд и заканчивая теоретической математикой. Уважение государством интеллектуального потенциала нации избавит нас от необходимости раз за разом «наступать на одни и те же грабли», не говоря уже о том, что без этого уважения слова о формировании казахстанского патриотизма будут оставаться словами. Вера в талант своего народа – необходимое качество длягосударства, созидающего будущее.
Из книги С.С.Такибаевой «Тайны небесной глазури».
«Что такое реставрация? Перо Гаццоло, президент Международного совета по памятникам и историческим местам, главный специалист по программе охраны памятников при ЮНЕСКО, считает, что «реставрация состоит в том, чтобы вернуть здание в состояние, позволяющее ему со статистической и функциональной точек зрения вновь обрести свою первоначальную роль. При этом необходимо использовать материалы, аналогичные исходным, учитывая их важную роль в многовековой истории сооружения».
Из истории разрушения и реставрации Мавзолея (напомним, что книга была написана до 1987 года, что диктовало сдержанный стиль при описании варварства «цивилизованных» колонизаторов. Знаменитый Парфенон выдержал испытание временем в течение 2,5 тысяч лет, но был разрушен в результате англо-турецкой войны, при этом вина лежит на обеих сторонах: турки устроили в эллинском храме склад боеприпасов, а англичане взорвали его…Но в отличие от турков, англичане поклонялись культуре древней Эллады. Просвещенный ХIХ век оказался нелегким для древних памятников. Цензура, видимо, не дала возможности высказать отношение и к качеству реставрационных работ советского периода, когда в течение тридцати лет трижды пришлось подводить новые фундаменты под мавзолей, а обновленная Ташкентской реставрационной мастерской облицовка из стандартных строительных материалов осыпалась за несколько лет.)
«Шесть долгих веков противостоит солнцу, непогодам и песчаным бурям керамический ковер мавзолея. Если бы только они… А землетрясения? А бесчисленные набеги врагов? А вандализм некоторых паломников?..
В середине ХIХ века город Туркестан принадлежал воинственному Кокандскому ханству, стоял на границе. В 1864 году его осадили русские войска. Военные действия развивались довольно вяло, пока по приказу полковника Веревкина на мавзолей не был совершен артиллерийский налет. Одиннадцать снарядов пробили стены, перекрытия, повредили лазурную облицовку. Впоследствии через эти зияющие раны в мазар проникли дождь, снег, ветер, песок…
После падения Кокандского ханства Туркестан стал одним из городов Российской империи, и о его благоденствии должны были радеть новые власти. В 1872 году по их распоряжению территория была частично очищена от мусора. Еще через десять лет отремонтировали пробитую снарядами крышу, заделали выбоины в стенах. Заодно вокруг мавзолея была настлана мостовая. В 1884 году… царское правительство ассигновало пятнадцать тысяч рублей на ремонт мавзолея. К сожалению, эти деньги были использованы скорее во вред; первоначальную роспись замазали темперой (смесью краски, масла и клея), с мозаичных панелей казанлыка сбили изразцовые плиты. Через три года обнаружилось оседание западной стены. Чтобы спасти ее, подвели каменные подпоры – контрфорсы. Архитектурный облик мавзолея от этого не улучшился…
В последующие годы ремонтные работы велись так же неумело. Древние кирпичи заменялись стандартными, из которых строились рядовые здания; новую кладку производили в полном противоречии со стилем мавзолея. Мозаичные панели разворовывали, стены забеливали известкой. Отдельные части комплекса просто безжалостно разрушили…
…Проходили десятилетия, которые для дряхлого сооружения были опаснее минувших столетий. И лишь после Великой Октябрьской революции судьба архитектурного памятника перешла в надежные руки… Уже в 1922 году авторитетная комиссия осмотрела мавзолей Ахмеда Яссави. Его обмерили, засняли и изучили архитектор М.М.Логинов и профессор В.Н.Денике. Они рекомендовали подвести под стены новые фундаменты, а не подпирать их контрфорсами. Впервые это сделали М.Е.Массон и М.Мардиазов. Они же перекрыли куполом кудукхану, спасая ее от дождей и снега. В 1938 году новый фундамент под стены мечети подвел В.Н.Засыпкин.
Работы возобновились в 1951-1957 годах. Прежде всего убрали двухметровый «культурный слой» вокруг памятника…Затем подвели новые фундаменты, возобновили облицовку фасадов и куполов. В общем, работа кипела. Мавзолей заблестел было, как новенький. Но вместо ожидаемой радости пришло разочарование. Оно было вызвано тем, что реставрированные участки сохранялись очень недолго. Затем кирпичи рассыпались в труху, облицовочная плита обваливалась…
В 1972-1980 годах Совет Министров Казахской ССР и Министерство культуры дали ряд заданий ученым Алма-Атинского научно-исследовательского и проектного института строительных материалов, художникам, архитекторам, строителям – развернуть реставрационные и консервационные работы на архитектурном комплексе Ахмеда Яссави и на других древних сооружениях».
Средневековые технологии в легендах и под микроскопом
Алматинские ученые начали свои исследования со…сбора легенд, согласно которым сырье для мавзолея привозилось за сотни километров, глина тщательно вымешивалась (иногда месяцами), ее многократно промывали водой, из Афганистана были пригнаны стада кобылиц, на молоке которых замешивалась глина, в нее добавлялись куриные яйца, на последнем этапе в глинистую массу добавляли тонко измельченные стебли определенных трав, конский волос, шерсть, пух камышовых метелок. На зиму глину оставляли вылеживаться и лишь весной приступали к обжигу.
Параллельно сбору информации о старинных технологиях (напомним, что по легенде Тимур приказал убить мастеров, создававших мавзолей) казахстанские исследователи подвергли образцы старинного кирпича, терракоты и майолика анализу с помощью современных научных методов. Были применены оптический микроскоп, иммерсионный метод, рентгеновский анализ. Были досконально изучены твердость, прочность, химический состав керамики, проведен сравнительный анализ с материалом других древних памятников.
В результате удалось определить рациональное зерно древних легенд, установить химические процессы, происходящие благодаря тем или иным описываемым в легендах действиям. Точно также были найдены древние карьеры, из которых бралось сырье для мавзолея – глина из карьера крепости Старый Сауран и карьера Туетас, песок из карьера Котырбулак.
Оказалось, что подбор сырья и технологии средневековых мастеров создал уникальную в мире по своей прочности керамику. Так, в керамике мавзолея был обнаружен минерал муллит, крайне редко встречающийся в природе в естественном виде и образующийся при очень высоких температурах обжига и лишь в узком интервале 1050-1100 градусов по Цельсию, так что он в основном обнаруживается только в огнеупорах до и после службы в различных печах. В керамических изделиях и кирпичах встречается крайне редко, так что когда в 1968 году в Алма-Аты на Всесоюзном симпозиуме с участием ведущих мировых специалистов по вопросам минералогии, физико-химии, структурных и генетических особенностей глин и глинистых материалов, ученые НИИстромпроекта доложили о содержании муллита в керамике мавзолея, «бог» изучения муллита, один из корифеев технической петрографии Л.И.Корякин категорически отверг выводы казахских ученых, объявил их ошибкой. Свои слова он взял обратно в 1978 году на Всесоюзном совещании в Киеве, поздравив наших ученых с бесспорным успехом.
Как показали исследования, кирпичи из мавзолея на сжатие выдерживали такую же нагрузку, как и современные высокопрочные кирпичи лучших марок, а морозоустойчивость (способность сопротивляться растрескиванию под влиянием периодического замораживания и оттаивания) превышает данный показатель современных высокомарочных кирпичей, и это после 600-летней службы.
Мелкогабаритные облицовочные кирпичи, терракота и майолика были подвергнуты такому же тщательному изучению (даже еще более тщательному, потому что технология их изготовления является еще более сложной). «Технология производства малогабаритных изделий включала восемь последовательных операций: выбор глины, измельчение, замачивание, тщательную обработку теста, длительное вылеживание, сушку, формовку и обжиг… Очень большое значение имели такие важные факторы, как подбор сортов глины, качество глиняного теста, особенности формовки, отделка поверхностей, обжиг, цвет готовой продукции, своеобразие конфигурации форм, а также орнаментация».
«Каждый рисунок орнамента ни разу не повторяется на стенах, нишах, панелях мавзолея. Повторяются лишь ритмически упорядоченные или плоские узоры, а майоликовые и орнаментированные с позолотой плитки очень разнообразны. Они отличаются друг от друга также формой, деталями, размерами (от 5х4х2 до 70х15х3 см)».
Реконструкция старинных технологий
Знать, из чего сделана древняя керамика, неравнозначно умению воспроизвести старинные технологии. Используя сырье из древних карьеров, научно обосновав старинные технологии, казахстанские ученые проделали тысячи и тысячи опытов, в которых варьировались многочисленные ставшие известными им факторы. Полученные ими кирпичи по прочности соответствовали самым высшим требованиям, а по морозоустойчивости превосходили современные высокомарочные изделия в десятки раз (150-300 и более циклов замораживания и оттаивания), при спектральном анализе и других высокоточных методах исследования была выявлена полная аналогичность полученных образцов древним.
Так, полученная нашими учеными глазурь даже под электронным микроскопом неотличима от древней. «Морозостойкость современной глазури составляет всего 25-35 циклов. Под воздействием атмосферных явлений, пыли и копоти на ней через два-три года появляются грязные пятна, трещины, глазурь отслаивается от облицовочного кирпича и осыпается». Поэтому ученые НИИстромпроекта разработали технологии создания глазури, аналогичные старинным, морозостойкость которых более чем в 10 раз превышала аналогичный показатель современных высокомарочных образцов. Предел прочности при сжатии от 25 до 30 МПа, тогда как предел прочности современной глазури по ГОСТу 7,5, редко до 10 МПа. Тоже и касательно кислото-термостойкости, микротвердости и др. показателей.
Были отработаны и технологические параметры одновременного обжига облицовочных изделий, покрытых глазурью разных цветов (следовательно, имеющих разный состав и требующих разного обжига), технология разделительного контура между глазурью разных цветов.
Отработанные технологии были внедрены в специальной научно-реставрационной мастерской Туркестана (ТСНРМ) в 1978-1983 годах. «Здесь несомненные заслуги Б.Т.Туякбаевой, которая приехала сюда из Алма-Аты, чтобы возглавить мастерскую».
Таким образом, благодаря исследованиям казахских ученых, в конце 70-х — начале 80-х годов стала возможной полноценная реставрация мавзолея Ходжа Ахмеда Яссави. Работа велась возможно быстрыми темпами, но…
В книге С.С.Такибаевой описывается лишь один из аспектов работы над реставрацией средневекового памятника в соответствии с ее специализацией – строительные материалы. Эти исследования представляли необходимый базис для дальнейшей работы реставраторов – архитекторов, художников, строителей. Ученые НИИстромпроекта выполнили свой долг по сохранению и реставрации культурного наследия предков. Воспользуемся ли мы их трудами, зависит от нас, тех, кто реализует Государственную программу «Культурное наследие» в суверенном Казахстане.
2004