Кет-Буга (синопсис)

лошади бегущие

Таласбек Асемкулов

 

            Кет-Буга – малоизвестная широкой публике, трагическая личность нашей истории. Устная степная историография знает его как полководца и великого кобызиста, кюи которого до последнего времени исполнялись традиционными музыкантами. Ему принадлежат, в частности, кюй «Ақсақ құлан», рассказывающий о смерти старшего сына Чингис-хана Джучи, кюй «Сынған бұғы», посвященный смерти сына самого Кет-Буги в походе на Китай, а также малоизвестный кюй «Қаралы белдік мойынымда, сауға, Шынғыс, сауға», с которым найманы после долгой кровопролитной войны пришли   просить Чингис-хана о пощаде.лошади бегущие

            Лев Гумилев рассказывает о «желтом крестовом походе» 20-тысячного монгольского отряда Кет-Буги, посланного из Ирана Хулагу,  и поражении монголов от мамлюков Кутуза и Бейбарса из-за предательства  крестоносцев, в частности, тамплиеров в 1260 году, героической смерти Кет-Буги. Историк называет это поражение поворотным пунктом истории. После этого мамлюки выбили окончательно крестоносцев с Ближнего Востока, вернувшихся на родину тамплиеров вскоре ждал разгром некогда могущественного ордена.

Есть гипотеза, что Кет-Буга – не собственное имя, а название государственной должности в Найманском ханстве, т.к. два этих эпизода истории разделяет полвека. Однако известно, что казахские батыры, например  Богенбай, участвовали в военных походах с подросткового возраста и лет до 90, т.е. вполне вероятно, что Кет-Буга возглавил поход в возрасте 70-75. Из этого мы будем исходить при создании  фильма.

Л. Гумилев при описании похода Кет-Буги делает упор на его христианстве несторианского толка, называет его «последним паладином», считает безвинной  жертвой интриг. Однако есть основания предполагать, что Кет-Буга и его воины не были слепой жертвой чужих игр. Да, он был несторианином, но прежде всего он был полководцем Чингис-хана, и он был степняком, кочевником. Для кочевников христианство, как и ислам, было исторической формой, ипостасью единой изначальной религии.

В свое время О. Гумилев был поражен, узнав от автора этих строк, что один из любимых им героев прошлого – Кет-Буга-нойон был не только полководцем, но и великим жырау и кюйши. Он задумался и потом сказал приблизительно так: «Да, конечно. Ведь Кет-Буга был степняком, а значит, был и воином, и поэтом. В те времена жизнь и искусство, эпос и мужество на поле боя были неразделимы». В этих словах исследователя выразилась вся его благородная любовь к истории и культуре кочевников Великой Степи. Но оценить информацию до конца он не мог. Кобызист, кюйши Кет-Буга, несмотря на  свое христианство, внимал  кюю – шепоту Тенгри. Быть великим жырау и кюйши значило быть посвященным хранителем эзотерической традиции кочевой цивилизации, осознавать ее сакральную миссию евразийского масштаба.

Для казахского национального сознания создание позитивного образа Кет-Буги чревато конфликтом, т.к. Кет-Буга и его воины погибли в противоборстве  с мамлюками, возглавляемыми великим  Бейбарсом. Однако мы предполагаем дать новую трактовку их противостояния. Не может не вызывать восхищения воинский дух и искусство наших предков – кипчакских мамлюков Бейбарса, остановивших монголов, совершивших то, что никому больше во всем мире не удавалось, доказавших, что кочевники Великой Степи были непревзойденными воинами, что лишь кочевник мог быть равен кочевнику. Кочевники-мамлюки защитили себя, свою родину, мусульманскую цивилизацию и от монголов, и от европейских крестоносцев. Фильм должен  подвести зрителя к мысли о том, что «история не пишется в сослагательном наклонении, но все-таки, если бы наши предки, степные рыцари бились плечом к плечу, за общие интересы степи и традиционной цивилизации…», т.е. к мысли о национальном единстве.

 Главным антагонистом Кет-Буги будет представлен не султан Кутуз или полководец Бейбарс, защищавшие свою новую родину, а предавший союзников-монголов командор города Акры – Жерар де Редфор,  позднее избранный Великим Магистром ордена тамплиеров и даже французскими историками  характеризуемый как «темный авантюрист».  Предав монголов и потерпев затем поражение от мамлюков, крестоносцы, как известно, вернулись в Европу. Вскоре тамплиеров ждал разгром, пытки, суд, казнь. Конечно, целью разгрома для французского короля Филиппа Красивого было присвоение  несметных богатств тамплиеров, но среди предъявленных им обвинений было и предательство союзников, повлекшее утрату Святой земли. Таким образом, смерть Кет-Буги и его воинов не осталась бесследной, предателей настигло возмездие.

Будет введен образ французского рыцаря, заступившегося за монгольских союзников, вынужденного бежать от расправы Ж. де Редфора и свидетельствующего против тамплиеров на следствии. Также, в случае копродукции с европейскими странами и с учетом интересов западных зрителей, возможно введение образа европейского путешественника (монаха), отправившегося в поисках  христианского царства царя Иоанна на Восток и ставшего свидетелем жизни Кет-Буги.

Основные эпизоды фильма: приход найманов под руку Чингис-хана (ретроспективой в виде воспоминаний Кет-Буги), курултай в Монголии, принявший решение о походе в Палестину, сам поход, битва с мамлюками, смерть Кет-Буги, уход крестоносцев с Ближнего Востока, расправа над тамплиерами во Франции (дух Кет-Буги появляется во французской тюрьме).