Интернет и формирование новой национальной элиты

Зира Наурзбаева

    В статье «Трайбализм, будущее нации и национальная идеология» рассматривалась необходимость и возможность для интеллектуальной элиты нации в ситуации, подобной современной, сформировать и продвигать в качестве идеологии национальный проект, в котором обосновывается новый национальный идеал, новая система ценностей для нации. Эта новая система, с одной стороны, должна отвечать вызову времени, с другой – соответствовать внутренним, глубинным потребностям национального сознания. Удачное воплощение такого национального проекта можно видеть в истории Израиля, когда интеллектуалы-сионисты сформировали образ «нового израильтянина» и фактически создали новую нацию из потомков  тех, кто «вернулся на родину предков».

    Проблема нашей нации не в том, что у нас нет размышляющих  на эту тему людей, а в том, что эти люди разбросаны, нет диалога, нет структуры, общественного института, который бы объединил их. Если в начале ХХ века такой структурой была «Алаш-Орда», естественным образом сформировавшаяся вокруг личностей нескольких интеллектуалов, имевших авторитет  по законам духа и где-то даже по законам крови, то современной казахской интеллигенции, как мне кажется, надо экспериментировать, не бояться выразиться, создавать объединения единомышленников.  В результате наиболее жизнеспособное и ценное может стать основой возрождения нации, подобно тому, как песчинка, попавшая в раковину моллюска, иногда превращается в жемчужину.

    В век информации основой такого объединения может быть журнал, газета или, например, веб-сайт. Вообще, интернет, диалог в виртуальном пространстве  как нельзя более подходит для культуры с традициями кочевой военной демократии, культуры «узун-кулака», «айтыса», «дата» («можно отрезать голову, но нельзя отрезать язык», каждый имеет право высказать свое мнение и быть услышанным), «бадика» (по информации Т.Асемкулова, малоизвестный тип носителя традиции, человек, который в любых условиях говорит любому человеку или группе людей публично самую неприятную правду в откровенных выражениях, на которого нельзя было обижаться) и т.д. Наши предки наряду с обычаями комплиментарности, метафоричности выражения, очень тонкой и деликатной формы подачи информации, умели ценить истину и говорить ее прямо, без обиняков. Так, в айтысах выворачивалась буквально вся информация о сопернике, о его роде. Причем, именно на акына, проигравшего в айтысе, возлагалась обязанность лично и через учеников распространять как можно шире информацию о содержании айтыса.

 Не телевизионное «возрождение»  утратившей контекст и функцию формы старинного айтыса, а электронный «айтыс» будет способствовать обсуждению актуальных проблем, возрождению духа нации. Хотелось бы  предложить для обсуждения несколько интернет-проектов, реализация которых могла бы способствовать формированию общенационального сознания, а также структуризации национальной элиты. Предлагая эти проекты, мы исходим из необходимости на современном техническом уровне, в соответствии с потребностями сегодняшнего дня дать возможность выразиться некоторым основным ментальным характеристикам нашей нации с пользой для нее. Как писал выдающийся психолог ХХ века К.Г.Юнг, для того, чтобы нация была здоровой и развивалась, духовность прошлого, архетипы, лежащие в основе национальной души, должны адаптироваться к современному уровню культурной дифференциации, должны быть выражены в понятиях, близких современному человеку. Простое возвращение к застывшим архаичным формам сознания так же опасно для нации и человека, как и существование в отрыве от своих корней, от прошлого. Возможно, некоторые предлагаемые здесь идеи покажутся ненужными и даже вредными, другие – неосуществимыми. В любом случае буду рада, если они послужат поводом к осмыслению и обсуждению проблем нации.

Проект «Жеты ата» или «Шежире»

Лет десять назад этот проект выдвинул ныне покойный писатель Байузак Албани. Он просил заинтересованных лиц отправлять ему свои родословные с тем, чтобы обработать их на компьютере и создать родословные древа всех казахов. Понятно, что проект такого масштаба непосилен для частного лица, но его мог бы осуществить специальный институт или фонд. Как доказывает С.Кондыбай, древние пласты родословных изменялись в соответствии с политической ситуацией, поэтому использовать родословные для обоснования приоритетности, старшинства того или иного рода-племени глупо. Но с другой стороны, пока сохраняется казахский менталитет, будут существовать и переписываться шежире. Инициативу от энтузиастов-самоучек должны взять в свои руки ученые. С одной стороны, исторические пласты будут иметь авторство конкретных ученых-историков, т.е. будет хоть какая-то ответственность. С другой стороны, такая работа имеет и позитивные стороны. Во-первых, у людей будет сформировано научное представление о том, что известный сейчас «жуз» – это условная административно-территориальная единица довольно позднего периода. Во-вторых, каждый сможет почувствовать на примере личной родословной преемственность поколений, свою ответственность перед историей и перед потомками, ведь каждый из ныне живущих займет свое место в шежире. В-третьих, киргизы сейчас используют шежире как элемент национальной идеи, пропагандируя тезис о том, что они – единственная в мире нация, имеющая абсолютно точную родословную за две тысячи лет. Можно сомневаться в древних пластах киргизского шежире, но если учесть, что самые древние родословные аристократических родов Европы восходят к легендарным  воинам-крестоносцам, к 11 веку, а большая часть гордиться дворянством, полученным в ХУ1-Х1Х веках, то при всей легендарности древних пластов шежире, уже само их наличие может быть законным предметом национальной гордости, достойным культивирования. Вообще, роль шежире в кочевой культуре подтверждает выдвинутую в статье «Трайбализм…» концепцию о кшатрийской (воинской) природе кочевой культуры Центральной Азии. В-четвертых, в ХХ веке был разрушен традиционный уклад жизни нации, современная ситуация дикого рынка и дикой урбанизации по всей видимости завершит этот процесс, превращающий нас в «Иванов, не помнящих родства». Таким образом, разрушается и основа традиционной казахской евгеники, запрещающей браки родственников до седьмого колена. В случае реализации проект «Жеты ата» позволит сохранить этот важный и полезный обычай. Затем, появится возможность восстановить утраченные в годы массового голода и репрессий родственные отношения. Проект охватит также и казахов, проживающих за рубежом, а также оралманов, что послужит укреплению чувства национального единства, поможет сломать имеющееся на уровне массового сознания отношение к оралманам как к чужакам, пришлым.

Проект «Сайты аульных школ о известных земляках»

Провинциальные школы могли бы поддерживать краеведческие сайты, включащие раздел об известных земляках. Если разделение на «свои-чужие», получившее в разных обществах форму землячеств или родственных кланов, неискоренимо, то стоит попытаться вывести ее из тени на обозрение, придать общественно полезную форму. Школьные сайты, содержащие информацию не только об успехах земляков, но и о их конкретной помощи развитию родного аула, помощи землякам, в том числе талантливой молодежи, стимулировали бы сделавших карьеру людей помогать своим землякам: талантливой молодежи в получении образования, мелким предпринимателям в получении кредита и т.д. С учетом того, что информация на школьных сайтах может сравниться с другими сайтами, можно надеяться, что это послужило бы препятствием к некоторым уродливым формам, которые принимают землячские и трайбалистские отношения: именем живого человека называются школы и улицы, не считаясь с состоянием аульчан сделавший карьеру столичный житель сосет из земляков средства во время юбилеев и пр., вложив в строительство мечети тысячу долларов, бизнесмен имеет пиар в республиканской прессе на все сто тысяч и т.д.

Проект «Национальное достояние»

В Японии каждый настоящий  мастер традиционной культуры – музыкант или например борец сумо рассматривается как национальное достояние. Частные спонсоры поддерживают тот вид искусства или спорта, который им нравится, а государство поддерживает именно традиционные японские виды и школы. Признанный представитель традиционной школы на государственном уровне обеспечивается пожизненной стипендией, возможностью свободно творить и готовить себе учеников. На публичных мероприятиях место таких людей рядом с императором, потому что именно они олицетворяют японскую нацию, связь с предками. У нас же до сих пор сохраняется советская идеологическая парадигма, в соответствии с которой традиционная казахская культура представляет собой не полноценное искусство, а фольклор, пережиток прошлого, сырой материал для будущих творцов. Огромная часть нашего культурного наследия была утрачена в Советское время и продолжает утрачиваться сейчас. Несмотря на все декларации, еще живые традиционные мастера остаются невостребованными, не имеют возможности готовить учеников. Это касается не только музыки, но и прикладных ремесел, искусства летоисчисления и наблюдения природных и астрономических явлений (есепши), дрессировки ловчих птиц, охотничьих собак, лошадей. На сайте должна аккумулироваться информация о подобных людях в Казахстане и за рубежом, о том, что конкретно делается государством и негосударственным организациями и лицами для того, чтобы это национальное достояние было сохранено. Также должна аккумулироваться в одном месте и стать объектом национальной заботы информация о сохранившихся особях чистопородных казахских лошадей, собак и пр.

Проект «Болашак»

    Необходимо аккумулировать информацию о талантливых детях  и молодежи – победителях олимпиад, конкурсов в самых разных отраслях, с тем, чтобы  отслеживать их дальнейшее развитие, в случае необходимости оказать помощь для получения образования,  открытия дела, реализации своих способностей  в Казахстане. Такая работа ведется во всех странах, думающих о своем будущем. В США например ежегодно публикуется «Золотая книга выпускников», в которой дается информация о самых талантливых выпускниках вузов этого года, в т.ч. иностранцах. Крупнейшие организации борются за возможность взять их на работу. Россия подспудно ведет отбор наиболее талантливой нашей молодежи, предоставляет ей возможность получить в России бесплатное образование, гражданство и т.д.

 

Формирование новой национальной элиты

 Одна из основных проблем нации состоит в том, что национальная «элита» сформировалась в колониальный период в интересах колонизаторов и в соответствии с критериями и по правилам колонизаторов (клановость «крысиных волков» (термин Ж.Сулеева), подавление талантов, выдвижение тех, кто работает на колонизаторов, а не на национальные интересы). Такая «элита» продолжает воспроизводить самое себя в суверенном Казахстане, этому подчинено все развитие нации. Эта «элита» не дает возможности пройти деколонизацию даже в сферах культуры, идеологии, истории, не говоря уже об экономике и политике.

Характерно, что в отличие от стран с давно уже сформировавшимися государственными традициями, в Казахстане в 90-ые г.г. не только не было массовой переоценки национальных деятелей ХХ века, но даже не была разработана система оценки явлений и личностей с позиции именно национальных интересов. В наших условиях в ближайшие десятилетия вряд ли возможны то, что произошло например в странах Восточной Европы, где были рассекречены списки агентов тайной  полиции, что заставило многих известных деятелей уйти в отставку, покаяться и пр. Переоценка уже покойных деятелей часто сдерживается не только традиционным менталитетом, но и потомками и родичами этих деятелей, имеющими влияние. Более того, все больший масштаб принимает восхваление дутых авторитетов, создание ложных кумиров, псевдоистории. Обычной практикой становится издание книг воспоминаний о деятелях прошлого, в которых они изображаются чуть ли не святыми мучениками и гениями, при том, что на самом деле эти люди зачастую представляли собой посредственности, были агентами КГБ и пр. Человек, который высказывает свое нелицеприятное мнение о таком «деятеле», представляется  в глазах общества завистником и злопыхателем, более того, высказывать отрицательное мнение может быть вредно и даже опасно.

    Бум создания дутых авторитетов опасен тем, что отучает нацию мыслить критически, не дает сформироваться системе национальных ценностей. Ложь в политике и идеологии закономерно продолжается ложью в литературе, музыке и пр. Нация живет в атмосфере лжи, в каком-то театре абсурда. В конце концов нация становится циничной. Мы не призываем заниматься очернительством деятелей прошлого.  Но для будущего нации насущно необходимо не просто дать объективную оценку  деятельности того или иного человека. Нация должна привыкнуть к мысли, что нет зоны, закрытой для критики, что правда о человеке – живом или мертвом – будет высказана, что  о человеке может быть высказано как хорошее, так и плохое, что любой человек, в том числе и выдающийся деятель, может быть противоречив.

    Предлагаемые ниже информационные проекты не только имеют отдаленные аналоги в других странах и у нас в виде изданий типа «Кто есть кто», определения индексов цитирования, определения рейтингов «100 выдающихся деятелей», «1000 выдающихся деятелей» и пр. Эти проекты имеют  основу в национальном менталитете. В традиционной казахской культуре для уверенного в себе человека всегда была возможность выдвинуться в особую зону – зону повышенного внимания, чтобы сразиться с равными, реализоваться, получить заслуженное признание. Акын участвовал в айтысах, кюйши в тартысах. В эпосах изображается своеобразный ритуал, когда молодой батыр  бросает вызов на единоборство прославленному воину. Бросающий вызов воин  предоставляет старшему право первого выстрела, т.е. новое имеет право занять место прежнего, если только оно сильнее и лучше. С другой стороны, прославленный воин тщательно выбирает стрелу для первого выстрела – бронебойную или более легкую. В конце концов он решает не только вопрос собственного самоутверждения, но и проблему, кто придет ему на смену, будет ли у народа достойный защитник в будущем, если он убъет того, кто сегодня бросил ему вызов  (потрясающая эта коллизия изображена в эпизоде столкновения Ер-Таргына с Карт-Кожаком). Человек, бросающий вызов в айтысе или в ритуале первого выстрела, рисковал  всем, что для него ценно ради самоутверждения, ради признания.

    Для воинской культуры кочевников Центральной Азии характерен рыцарский этос (нормы и ценности морали, личностные образцы поведения, исторический тип нравственности). Одна из основных особенностей рыцарского этоса, в отличие от буржуазного, например, это своего рода идеалистический индивидуализм, соперничество индивидов ради славы, почестей. Как показывает исследовательница рыцарского этоса М.Оссовская: «Социальные контакты в рыцарском мире обязательно требуют установления того, что по отношению к миру пернатых называется «порядком клевания» (который у птиц показывает, кто кого клюет, а кто позволяет себя клевать). Чувствительность к почестям и к тому, чтобы их степень соответствовала заслугам, здесь огромна» (более подробно в статье «Культура кочевников и современный менталитет казахов»). Наблюдая современную казахскую действительность, особенно жизнь этнокультурной элиты, можно заметить как в извращенной форме до сих пор действует это жажда известности и почестей, это желание доказать всем или по крайней мере коллегам, окружающим свое первенство, свое превосходство. Любовь к всевозможным званиям и премиям, пышные юбилеи, подковерные игры конкурентов, болезненная зависть, болезненное отношение к критике в свой адрес или в адрес своих предков – все это идет из неизжитого, но принявшего уродливые формы, рыцарского этоса наших предков. Понятно, что и в прежние времена индивидуализм и соперничество батыров и султанов, родов и племен доставляли немало хлопот нации и ее вождям. Но в те времена соперничество проявлялось в открытой форме, было ритуализированно,  в борьбе важна была не победа сама по себе, а процесс, представлявший красивую игру. У игры этой были высокие критерии и правила, так что в конце концов она становилась стимулом развития, источником полнокровной жизни нации: батыры соперничали за право получить у хана ответственное и опасное задание, музыканты создавали индивидуальные школы и стили…Настоящим бесчестьем было не поражение, а неумение признать его, неумение красиво проигрывать. В музыкальном состязании или в состязании ораторов один из соперников раньше зрителей  замечал превосходство соперника и останавливал борьбу ( «созге токтаган»). Как понятно, в колониальное время не отвага и не искусство, не интеллект и не щедрость души, а умение стать «своим человеком» для власть предержащих стало критерием и сутью подковерной игры. Побеждают в ней лишь «крысиные волки», а не талантливые личности. Игра эта наносит лишь ущерб интересам нации в целом, тормозит ее развитие. Игра и игроки стали какими-то убогими. Кто-то сказал: «Казах покупает новый костюм (машину и пр.) не потому, что он нужен ему, а чтобы унизить соседа». И еще: «Мечта казахского интеллигента – выпустить пару своих книг, пару книг о себе и…».

Ситуацию эту можно сравнить с ситуацией воспитания ребенка, в котором изначально заложено желание быть лучшим, достичь успеха и похвал. В зависимости от намерений и уровня родителей такой настрой ребенка может быть использован как для его настоящего развития, так и для искажения личности.    Можно ли искоренить заветную казахскую страсть доказать «Кто петух в этом курятнике…»? Наверное легче, используя современные информационные технологии, попытаться  опять изменить правила и критерии игры, сделать ее публичной. Для этого некое содружество интеллектуалов могло бы реализовать несколько проектов, представляющих своего рода арену для желающих показать себя. Не важно, если возникнет несколько параллельных организаций и проектов, подобно тому, как существует несколько организаций профессионального бокса.

Проект «Рейтинг»

Проект, в котором определяется рейтинг публичных лиц – политиков, крупных чиновников, бизнесменов, деятелей культуры с конкретным указанием, что сделано этим человеком, какого мнение он высказал по тем или иным общественно важным проблемам, как его изменил и т.д., кому конкретно помог и кому помешал. При начислении рейтинга используются и рейтинги таких «друзей-врагов», учеников и особенно спонсорская помощь личностям, отобранным для сайтов «Болашак»,  «Национальное достояние», «Авторский проект» и пр.

Проект «Выдающаяся личность»

Цель этого проекта – остановить вал псевдоисторических исследований, восхваления деятелей недавнего исторического прошлого. О попавшем на сайт человеке, его имеющих положительное или отрицательное значение для развития нации деяниях любой посетитель может высказать свое аргументированное мнение. Невозможно в наше время запретить потомкам, имеющим деньги или влияние, восхвалять своего предка в той или иной форме. Также невозможно устроить тотальное просеивание-переоценку всех сколько-нибудь заметных личностей. Но выпускающий хвалебную книгу потомок будет знать, что его действия могут вызвать противодействие, а личность возносимого им «святого» предка стать объектом рассмотрения на сайте (к тому же информация может перетечь и в проект «Жеты ата».

Проект «Я» («Вызов», «Алаш-Орда»)

Блез Паскаль писал в свое время: « «Я» всегда ненавистно». Ортега-и-Гассет как характерную черту нашего времени рассматривал «Восстание масс», подавление толпой посредственностей гения, личности вообще. Советская тоталитарная система добавила свои аспекты в эту проблему. К тому же в современный период отработаны технологии искусственного создания «звезд», «харизматических лидеров» через шоу-бизнес, пиар, политтехнологии. В нашем обществе все это многократно усиливается за счет «казакбайской» специфики и особенностей постколониального периода. В результате с одной стороны для нации искусственно создаются авторитеты, «духовные лидеры», с другой стороны, люди, которым есть что сказать, которые могут совершить прорыв в своей области, не могут получить ресурсов для реализации, не могут прорваться к слушателю (читателю, зрителю и пр.). Данные проекты предоставляют для желающих возможность быть услышанными, оказаться в центре внимания, возможно, услышать убийственную критику в свой адрес (такую же убийственную, как бронебойная стрела прославленного батыра или сарказм соперника в айтысе), возможно, найти поддержку и ресурсы для осуществления своего замысла.

Цель проекта «Я» («Алаш-Орда») – сформировать действительную элиту нации, элитарное интеллектуальное общество, которое бы определяло ценности нации, направления ее развития. Вместо отбора по принципу «свой человек», «услуга за услугу», как это сейчас происходит, должен быть отбор по вышеуказанным  принципам: самовыдвижение уверенного в себе профессионала, публичность, открытость любой критике, оценка как профессиональных достижений, так и общественной деятельности. В любой сфере культуры, несмотря на субъективность, есть и объективные критерии оценки. Профессиональная среда знает цену каждому своему члену. Но у нас не принято давать оценку вслух. Если человек заявляет о себе сам, это считается нескромностью, бесстыдством. С другой стороны, посредственность, всю жизнь со значительным видом повторяющая зады чужих  давних мыслей, рассматривающая науку или искусство как способ достижения власти, всегда сумеет организовать хвалебный хор в свой адрес. Данный проект должен сломать эту систему. Вместе с другими проектами он работал бы на формирование нового национального идеала казаха. Он также создал бы среду, поле, в котором вовремя получали бы оценку и поддержку перспективные для нации тенденции.

Проект «Экспертиза проектов»

Техническая сторона экспертизы проектов достаточно отработана в практике развитых стран: заявка с указанием цели, задач, возможностей и прошлого автора, отзывы, получение аванса, контроль на промежуточных этапах и пр. Все это максимально открыто и прозрачно. В нашей стране сейчас уже появилась достаточная возможность субсидировать культурные и социальные проекты. Но субсидии выделяются «своим людям». В принципе все проекты, субсидируемые государством или спонсорами при давлении государственных структур, должны были бы проходить подобную открытую экспертизу.

 

Заключение

Некоторые из предложенных здесь проектов уже реализуются (электронные шежире), некоторые («Национальное достояние», «Болашак», «Экспертиза проектов») – бесспорны. Никакая нация не может существовать, не осуществляя их в той или иной форме. Другие проекты могут показаться спорными, трудноосуществимыми и пр. Главная проблема: «А судьи кто?». Вполне возможно, что и предлагаемые проекты в ходе реализации превратятся в форму реализации нездоровых амбиций, подковерных игр кланов. Препятствием такому превращению могут служить только абсолютная открытость для критики и то, что ядро экспертных групп составят люди, сами прошедшие через отбор в проектах типа «Алаш-Орда».

В любом случае, лучше сожалеть о сделанных ошибках, чем о том, что не сделано. В постколониальный период любая нация оказывается перед необходимостью создавать заново механизмы реализации национальных интересов, механизмы формирования национальной элиты. Перед нами эти задачи стоят особенно остро, потому что все  существовавшее в этой области в доколониальный период было разрушено до основания, а также потому, что  доколониальный уклад жизни наших предков совершенно не соответствует реалиям современного мира. Поэтому должны приветствоваться любые попытки в этом направлении.

В философии есть такие понятия «воля к жизни», «воля к культуре. Сейчас перед нами стоит необходимость и возможность проявить «волю к нации». В какой-то мере геополитическая и экономическая ситуации даже благоприятствуют этому. Единственное, что не хватает нам, это именно устремленность нации, ее продвинутой части, быть нацией, реализоваться в качестве нации, планомерных и энергичных действий по организации и структурированию жизни нации. Многие современные проблемы, в том числе проблема казахского языка не решаются именно из-за нерешенности вышеуказанных проблем. Если существует действительная национальная элита и национальный идеал, в качестве своего компонента включающий владение казахским литературным и профессиональным языком, в обществе сама собой появляется атмосфера, в которой модно и престижно владеть национальным языком, говорить на нем.

Газета «Алтын Орда», 2005 (на каз. яз.)