Абак – самая простая и одновременно сложная геометрическая форма. Она состоит из двух элементов. Первый – круг (окружность), второй – точка в центре этого круга. Эти два элемента могут иметь и (имеют) собственные названия. Вот они то и составляют два самых первых искусственно созданных слова человеческого языка.
Само название абак-тамги, по О.Сулейменову, — “мунг”; так его услышали первые жрецы, тщательно вслушиваясь во все оттенки мычащего звукосочетания.
“Они услышали, что слово, начинаясь с губного согласного (M), продолжается тягучим носо-губно-небным гласным (U) и завершается носо-небно-гортанным согласным (N)”.
Но это название всей тамги, а для двух ее элементов название расчленялось, распределяясь следующим образом:
Название круга – “МУ”, название точки внутри (в центре) круга – “НГ”.
“МУ” – первый “животный” звук. На казахском корова “мо”-кает (мөңiрейдi), баран “ма”-кает (маң-ырайды).
“НГ” – первый “человечий” звук. Так плачет новорожденный, младенец (iңә-ләйдi, iңгә-ләйдi, где “инга” (нга, iңә, iңгә) – является первым звуком человека, издаваемым сразу после рождения).
Вообще слово “инг” (нг > ң) является общим названием звука, оно сохранилось во многих словах, обозначающих голоса, звукоизвлечение, например:
Маңырау – МАНГ-ырау – блеять; блеяние (барана); заблеять; верещать.
Мөңiреу – МОНГ-iреу – мычать, мычанье (коровы).
Аңырау – АНГ-ырау – плакать открытым голосом, навзрыд; реветь; рыдать: А-НГ.
Еңiреу – ЕНГ-iреу – плакать навзрыд; реветь; рыдать.
КҮҢiрену – КУНГ-iрену – рыдать:
КҮҢкiлдеу – КУНГ-кiлдеу – невнятно говорить, выражая неудовольствие; брюзжать; недовольное бурчание.
АҢқылдау – АНГ-кылдау – простодушно, откровенно говорить, смеяться.
ҚаҢқылдау – КАНГ-кылдау – отрывисто скулить; резко взвизгивать; визжать; кричать протяжно; курлыкать; гоготать (гуси). Канк – подражательное слово, обозначающее звяканье, тявканье; Канку – намек, ехидный намек.
ҚыҢқылдау – КЫНГ-кылдау – хныкать; нюнить (о ребенке); ныть; Кынкыл – хныканье, нытье.
ҚыҢсылау – КЫНГ-сылау – визжать; скулить; завываь. Кынгсыл – визг собаки, поскуливание.
СаҢқылдау – САНГ-кылдау – говорить громко, ясно, пронзительным голосом.
ШаҢқылдау – ШАНГ-кылдау – ругаться, кричать.
МыҢқылдау – МЫНГ-кылдау – бурчать; бормотать; гнусавить.
КеҢкiлдеу – КЕНГ-кiлдеу – смеяться.
МаҢқылдау – МАНГ-кылдау – гнусаво, сопато говорить.
МеҢiреу – МЕНГ-иреу – глухой, безмолвие, тишина.
ЫҢқылдау – ЫНГ-кылдау – стонать.
ЫҢырану – ЫНГ-ырану – тихо и протяжно стонать.
ЫҢырсу – ЫНГ-ырсу – тихо и протяжно стонать.
Это только часть звукоподражельных слов в казахском языке, есть еще другие примеры, и тем не менее, этих примеров вполне достаточно для доказательства первичности звука “НГ”.
Абак-тамга, т.е. круг с точкой внутри, – целостная структура, соединяя постоянные названия ее элементов «м» — (круг) и «нг» — (точка), мы получим название тамги в целом. Если мы назвали ее элементы с постоянными названиями (круг – “м”, точка – “нг”), то соединение этих названий будет составлять целостное название тамги – “М+НГ”. Но здесь мы не можем обойтись без гласных звуков:
М – “ам” (ум, ем, ым, ом, юм, аб, уб, ап, уп и т.д.).
НГ – “анг” (унг, енг, инг, юнг, онг, ан, ун, ал, ул, ар, ур и т.д.).
Здесь мы показываем цепь изменении (развития) звука “НГ”.
|
|
|
|
Б |
П |
Ф |
|
|
|
|
М |
|
|
|
|
|
НГ |
Н |
Л |
Р |
|
|
|
Й |
|
|
|
|
Ш |
Ж |
Дж |
Х |
|
|
|
С |
Х |
Г |
|
|
|
|
|
С |
К |
|
|
|
Это, конечно, упрощенная схематичная цепь, мы не доводим дело до лингвистических тонкостей, так как их слишком много и они очень сложны для понимания обычного читателя, поэтому, думаем, для нашей темы этого схематического изображения вполне достаточно.
“НГ” в большинстве случаев существует в составе одного слога, т.е. с гласными звуками, например, как “анг”, “унг”, “енг”, “онг”, “энг”, “инг”, “юнг” и т.д. И точка в центре круга называется не просто в виде “нг”, а в виде “анг” или “унг” и т.д. Тогда и цепь развития слога можно показать следующим образом:
|
|
|
|
аБ |
аП |
аФ |
|
|
|
|
аМ |
|
|
|
|
|
аНГ |
аН |
аЛ |
аР |
|
|
|
аЙ |
|
|
|
|
АШ |
АЖ |
аДж |
аХ |
|
|
|
АС |
АХ |
аГ |
|
|
|
|
|
АС |
аК |
|
|
|
Или:
|
|
|
|
уБ |
УП |
уФ |
|
|
|
|
уМ |
|
|
|
|
|
уНГ |
уН |
УЛ |
уР |
|
|
|
уЙ |
|
|
|
|
УШ |
УЖ |
уДж |
уХ |
|
|
|
УС |
УХ |
уГ |
|
|
|
|
|
УС |
уК |
|
|
|
Название круга – “М”, и мы можем показать цепь изменения (развития) звука “М”:
М |
Б |
П |
Ф |
Н |
|
|
|
Л |
Р |
|
|
“М” в большинстве случаев существует в составе одного слога, т.е. с гласными звуками, например, как “ам”, “ум”, “ем”, “ом”, “эм”, “им”, “юм” и т.д. И круг называется не просто в виде “м”, а в виде “ам” или “ум” и т.д. Тогда и цепь развития слога можно показать следующим образом:
аМ |
АБ |
АП |
аФ |
аН |
|
|
|
аЛ |
АР |
|
|
Или:
уМ |
УБ |
УП |
уФ |
уН |
|
|
|
уЛ |
УР |
|
|
Поэтому название тамги может произноситься по-разному, например:
М-НГ > аМ-аНГ или Ма-НГа.
М-НГ > уМ-уНГ или Му-НГу.
Их слишком много, т.к. различные сочетания гласных и согласных звуков, изменение согласных и т.п. языковые изменения создают бесконечное число, перечень слов, поэтому мы можем показывать лишь конкретные цепи изменения этого слова и то лишь при необходимости. Во-первых, главное понять, что одно слово (м-нг, аманг) может быть прародителем нескольких тысяч других слов, во-вторых, понять технологию создания новых слов и понятий с помощью одного геометрического знака – круга с точкой внутри.
Теперь попробуем произносить название всей тамги (круга и точки) «Ам-Анг».
|
|
|
|
АмаБ |
амаП |
амаФ |
|
|
|
|
амаМ |
|
|
|
|
|
амаНГ |
амаН |
амаЛ |
амаР |
|
|
|
амаЙ |
|
|
|
|
АмаШ |
амаЖ |
амаДж |
амаХ |
|
|
|
АмаС |
амаХ |
амаГ |
|
|
|
|
|
амаС |
амаК |
|
|
|
Или варианта “Аб-анг”:
|
|
|
|
абаБ |
абаП |
абаФ |
|
|
|
|
абаМ |
|
|
|
|
|
абаНГ |
абаН |
абаЛ |
абаР |
|
|
|
абаЙ |
|
|
|
|
АбаШ |
абаЖ |
абаДж |
абаХ |
|
|
|
АбаС |
абаХ |
абаГ |
|
|
|
|
|
абаС |
абаК |
|
|
|
Из этих вариантов казахи сохранили вариант “абақ” – название геометрической фигуры, родовой тамги некоторых казахских племен и родоплеменных объединений (круг или овал с точкой или черточкой внутри), например, тамги казахов сарыуйсуней (Старший жуз) и абак-кереев (Средний жуз) называются “абақ”. Это слово сохранилось в качестве названия тамги, этнонима или эпонима, мифоэпического и квазисторического антропонима, названия этнографического предмета.
Абак-тамга или круг с точкой внутри является графическим и лингвистическим первоматериалом, предназначенным для создания изначальных мифических архетипов, семантической цепи изменения изначальных сюжетных архетипов.
Если круг (“ам” или “аб”) означает пещеру или яму, то точка внутри круга (“нг” или, скажем — “анг”) может означать любой предмет, находящийся внутри пещеры, на дне этой ямы. Это простейшее понимание, а мифологическое сознание человека (жреца) может подразумевать в этих знаках различные сочетания связей. Некоторых из них мы можем показать в виде таблицы:
Круг – “ам” (аб). |
Точка в центре круга – “анг” (нг). |
|
|
|||
|
Скорлупа, оболочка любого предмета. |
Любой предмет, любая вещь внутри оболочки. |
Такие слова, как “кабинет”, “кабина”, “капот”, “кабаре”, “капюшон”, “капище”, “капсул”, “капсула”, а также собственно казах. слова – “қапы” (ворота), “қап” (мешок, оболочка), “қабақ”, “кеуек” (пещера, углубление), “қапас” (тюрьма), “абақты” (тюрьма), “қабат” (слой, оболочка), “кабық” (оболочка), “жабық” (закрытый, крытый), “жабын” (крыша, навес, одеало) и т.д. — все они восходят к праформе Ab— (*Kab-), “оболочка, пространство внутри чего-то, замкнутое, закрытое пространство”. |
|||
|
Вода. |
Земля на середине воды. Земля на дне воды. |
В горизонтальной модели мира землю окружают воды океана. В архаических космогонических мифах создатель поднимает зародыш земли со дна первичных космических вод. Т.н. индоиранское (иранское) слово “аб”, означающее “воду” является лишь вторичным, производным значением первичной праформы *Ab-, “внешняя оболочка”. |
|||
|
Вода. |
Огонь. |
Связь огня с водой сохранилась во многих мифах, здесь огонь может выступать как зародыш жизни, мировое яйцо, плавающее на воде. Корзина с младенцем, плавающая на воде. |
|||
|
Небо. |
Земля. |
Небо – это первичные космические воды, поэтому это сочетание соответствует сочетанию “вода и земля”. |
|||
|
Хаос. |
Космос внутри хаоса. Порядок. |
Казахское “қуыс” (щель, теснина, выемка, пора), греческое “хаос” имеют общий источник – праформу *Kauos, “замкнутое, пещерообразное пространство”. |
|||
|
Скорлупа яйца. |
Желток или вся жидкость внутри яйца. |
Мотив мирового яйца – характерное понятие для многих мифотрадиций. Латинское “обо” (ово) – “яйцо” происходит от праформы *Ab— (*ob-), “оболочка, круглость”, сюда же относятская русск., “оболок”, “яблоко”, “овал”, казахск., “сопақ” (овальный). |
|||
|
Утроба женщины. |
Семя, сперма, зародыш, эмбрион. |
Общетюркское “ам” (гениталии, женский половой орган), латинско-романские слова: “амур”, “ами” (любовь). |
|||
|
Мать. Родитель (родительница). |
Ребенок, дети, потомство. |
Слова, обозначающие “мать”, “женщину” (позднее и “отца”, вообще – “родителя” – тюркск. “ама”, “аба”, “абысын”, “„пке”, “„би”, “апа”, а также аббат, аплу, абель, аполлон, восходящих к праформе *Am— (Ab-). |
|||
|
Пещера. |
Человек, любое живое существо. |
Пещера – первое замкнутое, защищенное пространство, где первобытный человек мог жить, защищаться от хищников, природных неудобств. Казахск., “кеуек”, “қабақ”, “қапас”, “апан”, “абақты”, “лабақ”, означающее пространство внутри чего-то, а также русск. “капище”, и т.д. |
|||
|
Дом. |
Семья, люди одного рода. |
Общетюркск., “аб”, “ев”, “оба” (дом). |
|||
|
Страна. |
Народ, племя, род. |
Тюрко-монгольск. “абак”, “аймак”, “амак”, “обох”, “омог”, “опа”, означающие “род”, “племя”. |
|||
|
Ойкумена. |
Человечество. |
Мифогенеалогические антропонимы Яфет (Яфес), Адам, Абель, Абулджа, Аваллах, Аплу, Аполлон и т.д. – различные вариации праформы *ab—ang или *am—ang. |
|||
|
Могильная яма. Мир мертвых Мир предков. |
Труп, мертвец. Духи мертвецов. Духи предков. |
Казахск. “апан” (яма), “оба” (надмогильное скопище из каменных обломков). |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Это только некоторые примеры чтения тамги, а также отдельные сохранившиеся или существующие в различных языках слова. Их очень много, весь перечень и объяснение таких слов составили бы целый справочник энциклопедического типа.
Точка – “НГ”
Точка внутри круга, таким образом может означать:
Во-первых – любое живое существо, начиная от эмбриона, клетки, спермы и до зародыша, ребенка, человека, семьи, рода, племени, народа, человечества, а также чисто мифологические различные духи, боги, и т.д. Т.е. “НГ” – это “элементарное или универсальное живое существо, жизнь”, “изначальная жизнетворящая субстанция”. Существующие в различных языках “очеловечивающие” суффиксы как “-инг” (инглинг, викинг), “-унг” (нибелунг), “-ин”, “-ян”, “-янин” (славянин, эллин), “-ан” (американ, тропикан), “-яг” (варяг), “-он” (аполлон), а также прототюркские “-ұн”, “-үн”, “-ун”, “-ын”, “-iн”, “-ан”, “-ен”, “-он”, “-өн” (құлын, бодун, бөкен, келiн, қоян, ґлан, оқлан, и т.д.) берут начало от единственной праформы *NG—.
Во-вторых, любой объект, материальное пространство, начиная от мельчайшей точки (атома, молекулы) в двухмерном или трехмерном измерении, и до бесконечной вселенной. Т.е. “НГ” – “элементарное или универсалное пространство, материя” (нуклеус, нукте, нақты, нық, ноқат, нґқып көрсету).
НГ – как точка или линия на пространственно-временном континууме – некая разделяющая черта, граница, точка соприкосновения различных (и реальных, и мифологических) пространств, явлений и временного момента. Это можно лучше понять с помощью казахских слов:
Существующие слова и их реальные значения |
Русская транскрипция и расчленение на отдельные компоненты |
Значение |
|
|||
НГ – пространство или черта, промежуток, фокус (точка пересечения) пространства или времени |
|
|||||
Деңгей, “уровень” |
Де-НГ-кей |
До и после НГ, т.е. между до и после чего-то, данное время, уровень. |
|
|||
|
Көлденең, “горизонтально” |
Кол-Дене-НГ |
Кол, “диагональный”, дене, “тело”. “Пространство диагонально расположенного тела”. |
|||
|
Алдыңғы, “передний” |
Алды-НГ |
Перед НГ |
|||
|
Үстiнгi, “верхний” |
Усти-НГ |
Верх НГ |
|||
|
Бұрынғы, “ранний” |
Бур-уНГ |
Раньше НГ |
|||
|
Кейiнгi, “поздний” |
Кей-иНГ |
Позже НГ |
|||
|
Астыңғы, “нижний” |
Асты-НГ |
Ниже НГ |
|||
|
Көлеңке, “тень” |
Кол-еНГ-кей |
Кол, “диагональный”, кей – “позже” или “сторона”; “последствие диагонального НГ” |
|||
|
Соңғы, “последний, крайний” |
Со-НГ |
Тот НГ, слово “сол” (левый, тот) является последним результатом “сонг”. |
|||
|
Оң, “правый” |
О-НГ |
Этот НГ |
|||
|
Төменгi, “нижний” |
Том-еНГ |
Темный, нижний НГ |
|||
|
Қараңғы, “темный” |
Кара-НГ |
Черный НГ |
|||
|
Ертеңгi, “утренний” |
Ерте-НГ |
Утренний НГ |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Есть и другие примеры, не только из казахского, но и из других тюркских языков. Преимущество тюркского (да и любого агглютинативного) языка перед другими (например, флективными, как индоевропейские) языками состоит в том, что он может сохранить древние, даже древнейшие слова и понятия в составе современных слов в качестве незаметных слогов, даже отдельных звуков.
Знание таких тонкостей вездесущей праформы *NG позволяет в дальнейшем лучше вникать в этимологию мифологических слов, терминов и значений.
Танг и Канг
Сначала поговорим о двух, самых необходимых для нашего исследования праформах, как *T— (at-, ut-, ta-, tu— и т.д.) и *K— (ak-, uk-, ka-, ku— и т.д.). Они обе восходит к праформе *NG, т.е. они создавались в результате изменеия: “нг” > “й” > “дж” > “д” > “т” и “нг” > “й” > “дж” > “г” > “к”.
Праформа *T— означает любое действие, например, казахские “ат” (стреляй), “өт” (проходи), “ет” (делай), “де” (говори), “ұт” (выиграй), “кет” (уходи), “жат” (ложись), “тарт” (тар-ет, тяни), “құрт” (кур-ет, уничтожь), “бат” (утопись), “жұт” (глотай), и др., а также глагольные окончания русского языка, как “-ят”, “-ит”, “-ут”, “-ет”, “-ат”, “-ют”, “-ять”, “-ать”, “-ить”, “-уть”, “-еть” (лежат, лежит, лежать, стоять, стоят, идут, воруют, и т.д.), восходящие, в свою очередь, к прототюркскому глаголу “ет”. В этот перечень входят и такие понятия, как “жизнь” (тi-рлiк, тi-рi), “рождение” (туу), “огонь” (от), и т.д. Слова вспомогательного характера, например, немецкие das, di, английское the, романские de, du также восходят к праформе *T—.
Окончательное значение праформы *T— – “жизнетворящее, созидающее действие”.
Праформа *K— означает некую конкретность, индивидуальность, форму. Например, в таких словах, как “кабак”, “кабина”, “кауак”, “капсула”, “кабаре”, “кеуек”, “капас”, “капюшон”, “кобус”, “куб” перед праформой *ab— (ob-), означающей “круг, окружность, внешность, оболочка”, стоит постоянный показатель *K-, конкретизирующий и индивидуализирующий ту окружность и оболочку. Древнейшие суффиксы тюркского языка – “-iк”, “-ық”, “-ақ”, “-ек”, “-ұқ”, “-үк”, “-өк”, “-оқ” (өл-iк, көл-үк, жар-ақ, құд-ұқ, көк-өк, бөл-ек), суффиксы русского языка – “-як”, “-яг” (моряк, варяг, т.д.) и предлог – “к” также восходят к этой праформе.
Мы уже знаем значение точки внутри круга (“анг” или “унг”), это – 1) “элементарное пространство – материя”, 2) “живая материя”. Соединяя с этой “точкой” праформы *T— и *K— получаем новые слова:
*T+aNG > *Tang, “животворяющее, созидающее, жизнеутверждающее простран-ство” или “живая материя, создающая, рождающая новую жизнь”.
*K+aNG > *Kang, “конкретное, индивидуальное пространство, имеющее некую защищенность и оболочку” или “конкретная и индивидульная живая материя”. Эти два слова и во взаимосвязи, и по одиночке играли важную роль в прототюркской мифологии, следы которой сохранились в отдельных словах и понятиях современных тюркских языков.
В новом варианте “чтения” абак-тамги, т.е. круга с точкой внутри, праформа *Tang стала обозначением “круга, окружающего точку”, а праформа *Kang – обозначением “точки внутри замкнутого пространства”. Таким образом “танг” и “канг” стали одновременно и взаимосвязанными, т.е. не существующими друг без друга и противоположными по природе понятиями.
Круг – “Танг” |
Точка – “Канг” |
|
|
|||
|
Танг – первичные космические воды, окружающие мироздание. Танг – море, окружающее землю. |
Канг – зародыш земли, находящийся на дне первичных вод или плавающий на поверхности первичных вод. Канг – мировое яйцо, плавающее на первичных водах. |
Тюркские слова “теңiз”, “тенгиз”, “теле”, “телегей”, “дала”, “толуй”, “далай” (море, океан, бесконечность, протяженность). |
|||
|
Танг – небо, космическое пространство. |
Канг – земля, средний мир. |
Тюркское “Тенгри” (Тәңір, Тәңiрi, “небо”) произошло от праформы “танг”. |
|||
|
Танг – гора. |
Канг – пещера внутри горы. Канг – руда (кен), рудник (кенiш), материальное богатство в недрах земли. |
Тюркские “тай”, “таг”, “тау” (гора), “тас” (камень) – реликты этой праформы. Мифические пространства Удук-Канг (Отюкен), Ергене-Конг (Ергенекон). |
|||
|
Танг – первое животворящее существо, материнская утроба, Мать. |
Канг – живое существо, рожденное первосуществом, зародыш, потомок, Сын. |
Имена мифических антропонимов и этнонимов – Тана, Дану, Ажи-Дахака, Ахи-Будхнья, Эхидна, Нидхегг, Таз, Даса, Даха, Тай, т.п. (восходящие к праформе “танг” > “тан” и “танг” > “тай” > тах, тадж, тас, таз) – означают “Праматерь всего живого”. |
|||
|
Танг – воды мирового потопа. |
Канг – лодка, ковчег. |
Изначальная форма казахско-тюркского слова “қайық” (лодка, каюк, каяк) – “кангук” > “кайук”. Мифическая Кангха, построенная Йимой, а также Ергенекон и Отюкен, укрывшие тюркских первопредков, по функциональным значениям идентичны ковчегу пророка Ной. |
|||
|
Танг – мировой змей, окружающий землю. |
Канг – земля. |
Имена мифических антропонимов и этнонимов – Тана, Дану, Ажи-Дахака, Ахи-Будхнья, Эхидна, Нидхегг, Таз, Даса, Даха, Тай, т.п. также означают змея, дракона. |
|||
|
|
|
|
|
|
|
В современном казахском языке рудименты этой пары (древнего единства противоположностей) сохранились:
Танг > Түн, “ночь”. |
Канг > Күн, “день”. |
Слова “түн” (ночь) и “күн” (день) существуют до сих пор. |
|
|||
|
Танг > Таз, “лысый, плешивый” – одно из имен Луны |
Канг > Күн, “Солнце”. |
|
|||
|
Танг > Тей, Дей, “до чего-то” (дейiн). |
Канг > Кей, “после чего-то” (кейiн). |
Слова “дейiн” (до) и “кейiн” (после) существуют до сих пор. |
|||
|
Танг > Тан (Тән, Теңе), Дене, “тело”. |
Канг > Қан, “кровь” (душа). |
“Авестийские” обозначения “тела” (Tan) и “души” (Ian), очевидно, заимствованы из прототюркского языка. Также, очевидно, прототюркские “танг и канг” по своему значению идентичны с китайскими “инь и ян”. |
|||
|
Танг > Тай, “самец”, “мужчина”. Реконстрируется с помощью слов “тайлак”, “тай”, “тайын”, обозначающих молодого самца (верблюда, коня, быка). |
Канг > Кай, “самка”, “женщина”. |
Результаты цепи изменения “кангун” > “кайун” > “кадун” сохранились в тюркских языках, например, “қатын”, “хатун”, “гадын” (женщина), “қайын” (родственники мужа со стороны жены, т.е. отец жены – “қайын ата”, мать жены – “қайын ене”, старший брат жены – “қайын ага”, младший брат жены – “қайны”, старшая сестра жены – “қайын бике” и т.д.). |
|||
|
Танг > Тай, “царь”; реконстрируется с помощью монгольского титула “тайчжи”. |
Канг > Кай, “царица”; реконстрируется с помощью древнетюркского титула “катун” (жена кагана). |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Слова казахского языка “тұңғ > “тұңғыш” (самый первый, впервые, первенец), “тұмса” (первый, родящая впервые), “тұңғиық” (бездна, бездонность, глубина), “түнек” (тьма, мгла), “томен”, (низ, нижний), “тұман” (туман, мгла), “тын” (безмолвие, отдых, покой) и др. – произошли от многовековых трансформаций праформы “Танг”; первич-ность, глубина, мгла, покой, безмолвие, низ, темнота – все это характерно для мифического начала – Хаоса, первичного моря.
Урунг – Уранг
Вновь вернемся к тамге “абак”, т.е. кругу и точке внутри этого круга. Круг называется “ур” (ор), а точка внутри круга – “нг” (“унг” или “анг”). Полное “чтение” тамги – “Урунг” или “Уранг”.
Казахский язык сохранил древнейшее значение слова “ур” (ор), это – “ров”, т.е. яма, расщелина. Яма сверху кажется кругом.
Слово “нг” может измениться по уже указанной последовательности, поэтому певоначальное слово “Урунг” (Уранг) в дальнейшем в разных языках будет произноситься по-разному, в том числе как Уран, Урай, Урум, Урд, Урна, Уром.
“Чтение” круга с точкой внутри как “урунг” (уранг) дает такие же результаты, как и “чтение” в виде “абанг” (аманг).
Круг – “Ур” (Ор) |
Точка внутри (в центре) круга – “нг” (“унг” или “анг”) с дальнейшими фонетическими вариациями |
Примеры и сохранившиеся слова-реликты. |
|
|||
|
Ур – круг – материнская утроба, гениталии. Самка, женщина, мать. |
Унг – точка в центре круга – семя, зародыш, эмбрион внутри материнской утробы. Самец, мужчина, отец или сын. |
Казахско-тюркск. ургаши (ұрғашы) – “самка, женщина”, урук (ұрық, ру) – “семя, сперма, племя, род, поколение, потомство”, урумак > урмак > урпак (ұрпақ) – “поколение”, урум (өрiм) – “молодой человек”, урен (өрен) – “юноша”, урукан > уркен (өркен) – “подросток, отросток”, урум (үрiм) – “поколение, потомство”. Ұрағұт (др.-тюрк.) – “женщина”, урдуд (калмык), уре-сады (тува), урум (кирг.) -“поколение, потомство”, Вервь (др.русск.), врвник (серб-хорват.), “родственник”, Уруалан (хетт. – хатт), uarualan “семья, поколение, потом-ство, происхождение”, Варвалай (лувий), (warwala/i)” – семя, зародыш, поколение, потом-ство”, ур-ук-ан > уркан > орган > организм (латин.), |
|||
|
Ур – круг – гора, глыба |
Унг – точка в центре круга – пещера, щель внутри горы. |
Казахск. Ур (өр) – “подъем, возвышенность, верх”; өрлеу (идти, выкарабкаться на верх, возрождение), өрмелеу (выбраться на верх), Латинск., орос – “гора”; орогенез, ороним. |
|||
|
Ур – круг – первичные воды, океан, море. Космос, мироздание. |
Унг – точка в центре круга – земля, окруженная первичными водами. Ойкумена. |
Уран (греч.), Варуна (индоиранск.), Аруна (хетт.), Юрюнг (саха-якут.), Рангха (авест.), Ранга (ригвед.). Все эти слова и образы – прототюркского происхождения |
|||
|
Ур – круг – вода |
Унг – точка в центре круга – земля, ил под водой. Зародыш земли. |
|
|||
|
Ур – круг – пещера |
Унг – точка в центре круга – живое существо (человек) или вешь внутри пещеры |
Казахск. “унгур” (үңгiр) – “пещера”, “ангар” (аңғар) – “долина”. |
|||
|
Ур – круг – мировой змей, окружающий землю. |
Унг – точка в центре круга – земля, окруженная мировым змеем. |
Эрмунганд или Мидгардорм (герм.-сканд.), где компонент “эрм” (орм) означает “змея”. |
|||
|
Ур – круг – яма, ров, |
Унг – точка в центре круга – нечто (некто) в яме. |
Казахск. орау (мотать, оуружить, делать круговое движение), орақ (серп, полукруг), орам (моток, много кругов), оралаң (извилистость, след или двидение змея), орағыту (окружить, обойти), оралу (вернуться, возвращаться, сделать круг, обращение), |
|||
|
Ур – круг – дом, город, крепость, государство, общество. |
Унг – точка в центре круга – человек, племя, род, народ, че-ловечество. |
Урум. Вара. Урук, варош (венгр.) |
|||
|
Ур – круг – вода |
Унг – точка в центре круга – огонь |
Унг > Ут; уду (шумерск.), “огонь”, “солнце”, “священный”, от (казахск.), “огонь”, ыдук (др.-тюркск.), “священный”. |
|||
|
Ур – круг – тело |
Унг – точка в центре круга – душа |
Уром – первочеловек (удмурт), үрей (казахск.) – “душа, страх, ужас”, Урван (авест.) – “душа, покидаюшая тело после смерти”, уруакан (армян.) – “призрак, привидение, дух мертвеца”. Урувана (хуррит.) – имя божества. |
|||
|
Ур – круг – могила, мир мертвых, нижний мир. |
Унг – точка в центре круга – труп, мертвец, предки, духи. |
Ор (яма, казахск.), Ур (могила, монгол) Унг > уль > өл, “смерть” |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Теперь попробуем произносить название всей тамги (круга и точки) “Ур-Унг”:
|
|
|
|
уруБ |
уруП |
УруФ |
|
|
|
|
уруМ |
|
|
|
|
|
уруНГ |
уруН |
уруЛ |
УруР |
|
|
|
уруЙ |
|
|
|
|
УруШ |
уруЖ |
уруДж |
уруХ |
|
|
|
уруС |
уруХ |
уруГ |
|
|
|
|
|
уруС |
уруК |
|
|
|
Или:
|
|
|
|
ураБ |
ураП |
УраФ |
|
|
|
|
ураМ |
|
|
|
|
|
ураНГ |
ураН |
ураЛ |
УраР |
|
|
|
ураЙ |
|
|
|
|
ураШ |
ураЖ |
ураДж |
ураХ |
|
|
|
ураС |
ураХ |
ураГ |
|
|
|
|
|
ураС |
ураК |
|
|
|
По этому образцу можно произносить и “енг”, “онг”, и ”Уренг” и “Уронг” и др.
Получается набор из слов, знакомых и незнакомых, известных и неизвестных. Все эти слова, если верить схеме, должны иметь общий, единый источник. Некоторые из этих слов встречаются в различных мифологических традициях в качестве имени божества или мифического героя или мифического термина. Например, саха-якутское верховное божество “Юрюнг” и древнегреческий бог неба “Уран”, удмуртский первочеловек “Уром”, казахский дух мертвеца “Урей” и змей “Уран”, древнеегипетский священный змей “Урей”, шумерская богиня земли, жена неба Ана – “Ураш”, название шумерского города “Урук” и т.п. Их можно перечислять еще долго. Суть не в этом. Главное – мифические названия различных по времени и географии существования культур и языков могут иметь общий источник. Конечно, только внешнее, фонетическое сходство не может являться доказательством, так как всегда существует контраргумент о случайности подобных сходств. Поэтому, кроме этих сходств, необходим другой (хотя бы один) аргумент в пользу идеи о единстве источника. Анализ каждого мифического образа, его мифологических функций, а также связей с другими образами может дать некоторые общие признаки и свойства, которые и станут нашим вторым аргументом.
Итак, для того чтобы признать сходство образов различных, официально несовместимых (в историко-георгафическом и культурно-языковом отношениях) мифотрадиций, их происхождение от единого, общего источника — необходимо:
Первое – лингвистическое (фонетическое) сходство. Оно является не доказа-тельством, но может стать поводом для поиска других, более верных доказательств.
Второе – сходство (соответствие) мифологических образов и функций. Количество мифо-функциональных соответствий зависит от обеспеченности необходимым информационным материалом и колеблется от одного доказательства до нескольких.
Иногда функциональное сходство образов может дать пищу для размышлений, даже если отсутствует схожий лингвистический материал. Например, мы, анализируя мате-риалы казахского сказочного фольклора, натолкнулись на сюжет, фактически соответствующий греческому мифу о Персее и Андромеде. Сказочный герой спасает ханскую дочь от драконоподобного существа (как Персей, убивающий чудовище, спасая царскую дочь Андромеду). Конечно, соответствие сюжета – это еще не доказательство, так как подобные сюжеты можно встретить в сказочном фольклоре любого народа Евразии. Это подтвердит любой фольклорист, знакомый с указателем сказочных сюжетов Аарне-Андреева. Дело в том, что аналогичный сюжет у казахов встречается только в тех сказках, где явно выражена цепь событий и их участников, характерных для астрального мифа. Поэтому “месторасположение” в общем контексте сказки сюжета “девушка и айдаһар” соответствует расположению созвездий Персей и Андромеда в ночном небе.