Историко-культурные комментарии к сценарию «Царица Томирис»

Таласбек Асемкулов

Сценарий «Царица Томирис» является художественным произведением, однако мы сочли необходимым привести некоторые комментарии, чтобы показать, что художественные решения сценария являются  небезосновательными и в историческом плане.

Персидский царь Кир Великий показан скифом из племени хаумаварга.

1.    Кир является создателем Персидской империи и основателем царской династии Ахеменидов, но в разных вариантах персидских генеалогий царей сам он в эту династию не включается. Объяснение этому может быть только одно: иранский, доходящий до крайнего шовинизма, национализм воспрепятствовал включению в родословие персидских царей человека неперсидского происхождения.

2.    Кир Великий был похоронен по скифскому обряду. Это сходство историки позднее объяснили тем, что якобы «кочевники переняли у персов этот ритуал», но собственно персидский обряд предполагает выставление трупа на съедение падальщикам, исключение было сделано для Кира.

3.    По легенде, приемной матерью  Кира является женщина по имени Спако – Собака. Легенда может быть интерпретирована как указание на то, что Кир воспитывался в племени, тотемом которого была собака, т.е. в одном из скифских племен. Традиция воспитания наследника знатного рода при царском дворе, даже и враждебном, была широко распространена на Востоке вплоть до нового времени. Эти мальчики-воспитанники из знатных семей представляли одновременно заложников, гарантировавших лояльность родного племени царской династии. Ср. с более поздним институтом туркменских шахсевенов («любящих шаха») при иранском дворе.

4.    Выдающийся востоковед Мирча Элиаде упоминает о хаумаваргском происхождении Кира как само собой разумеющемся факте. Вообще говоря, эта версия происхождения Кира достаточно широко распространена во французской историографии, но тщательно замалчивалась в советской, российской истории.

5.    Персы,  являясь окраинным, нищим и диким народом, могли пригласить на престол юношу из скифского рода, также как русские пригласили на царствование варягов, англичане, когда пресеклась династия Стюартов, пригласили принца из германской династии и т.д. В традиционном мире, пока не восторжествовал национализм, приглашение на престол наследника знатного рода из воинской касты-народа было наиболее простым способом легитимизации вновь образовавшегося государства.

6.    В казахском варианте племя хаомаваргов названо камбар, этому причиной не только внешнее сходство двух терминов. Этноним хаомаварг этимологизируется как «варящий хаому» или «хаома-волк». Хаома – напиток (вещество), использовавшееся скифами для получения измененного состояния сознания (ИСС), характерного прежде всего для шаманов. Имя Камбар этимологизировалось казахскими исследователями эпоса еще в советское время как «Қам-бөрі», т.е «Шаман-волк». Действительно, в фольклорном образе Камбара много черт, связанных с шаманством и музыкой, он представляет переходный тип между шаманом и воином. Казахский род уак считает Камбара своим первопредком, т.е. на каком-то этапе истории это имя могло являться этнонимом. Его древность подтверждается индийской «Ригведой», зафиксированной на рубеже 2-1 тыс. до н.э. В этом сборнике среди знаменитых героев даса упоминается Шамбара. По реконструкции С. Кондыбая  извечные враги ариев – даса – являются прототюрками, а имя Шамбара может читаться в исходном варианте как Камбар (закономерность смены ш/с/к).

Культ Коркута

Образ Коркута, который нам известен, является поздней мусульманской версией. В мифологии кочевников Коркут является ипостасью Создателя-Тенгри, если так можно выразиться, оперативным Тенгри, Тенгри,  бесконечно творящим мир. Первая ипостась самого Коркута – Камень, культ которого с древнейших времен просуществовал у казахов до нового времени. Этот культ Камня исследовался современными мифологами – Серикболом Кондыбаем, Зирой Наурзбаевой. Он аналогичен дозороастрийскому (т.е. существовавшему до 1 тыс. до н.э.) культу Митры – бога пастбищ (т.е. скотоводов), договора и клятвы. В мифологии Митра появляется из камня. О. Сулейменов сопоставляет образ и имя Коркута с древнеегипетским Гор-Ахутом, т.е. глубокая древность этого образа и имени бесспорны.

Некоторые скифы имеют древнетюркские имена

По нашему глубокому убеждению, сформированному на основе трудов С. Кондыбая и изданной в России в 19 в. – до того, как в официальной российской науке стала доминировать «арийская парадигма» – четырехтомной антологии «Византийские историки»,  древние кочевые народы Великой степи были тюрками.

Читайте на казахском языке рабочий вариант сценария «Тұмар падиша»

Читайте синопсис сценария «Царица Томирис» на русском языке

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*