скала на Три брата, Алатау

Коркут в тенгрианстве

Зира НАУРЗБАЕВА   Глава 1. Семь ипостасей Коркута Как манифестационистская традиция тенгрианство утверждает одновременную трансцедентность и имманентность Всевышнего. Как трансцендентальный, Абсолют находится вне мироздания и превосходит его, […]

Нет изображения

Соперница

Зира НАУРЗБАЕВА     Она уже уложила дочку спать, когда домой пришел задержавшийся после работы муж. С порога он протянул ей пластиковый пакет, из которого […]

орел

ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ИСЛАМ – ТЕНГРИАНСТВО В НАСЛЕДИИ ЖЫРАУ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

Зира НАУРЗБАЕВА Вместо введения: Несколько слов о “языческом” обряде “жетi шелпек” Моя подруга, происходящая из глубоко религиозной семьи (ее дед, несмотря на бедность, трижды пешком […]

орел

Глава V. Спасение птенцов Самрук и утраченный инициационный ритуал кочевников.

Зира НАУРЗБАЕВА Самрук (Алып Кара кус) в «Ер-Тостике» имеет две головы – человеческую и птичью. Это символ ее двойственной природы – божественной и человеческой, вечной […]

скульптура в байте

Глава 1У. «ЕР-ТОСТИК»: РЕКОНСТРУКЦИЯ РИТУАЛА «ТРЕТЬЕГО РОЖДЕНИЯ».

Зира НАУРЗБАЕВА Статья Т.Асемкулова о мифоритуальном сценарии «Жылан кайыс» имеет неоценимое значение также и потому, что позволяет на основе казахского фольклора реконструировать ритуал «великих мистерий». […]

скульптура в Байте

Гл. III. РОЛЬ КУЗНЕЦА В МИФОРИТУАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ «ЖЫЛАН КАЙЫС»

Зира НАУРЗБАЕВА В ритуале «Жылан кайыс» кузнец исполняет роль мастера инициации, т.е. замещает Бапы-хана. В этнографической литературе сакральная роль кузнеца в тюркской культуре рассмотрена достаточно […]

скульптура в Байте

Глава II. ИНИЦИАТИЧЕСКИЙ РИТУАЛ «ЖЫЛАН КАЙЫС»

Зира Наурзбаева Для реконструкции ритуалов инициации в казахской культуре решающее значение имеет информация Таласбека Асемкулова, опубликованная им в статье «Реконструкция мифологического сюжета: Обряд «Жылан кайыс» […]