Следует сразу сказать, что Кондыбай Серикбол является одним из первых исследователей, взявшихся за исследование начальных этапов развития казахского фольклора. Такое исследование предполагает необходимость использования материалов археологических, исторических, культуроведческих, языковедческих и пр. исследований. Необходимый для такого исследования материал был собран трудом множества ученых-полевиков. Четыре тома – систематизация лишь части огромного количества собранных им для работы сведений.
Разумеется, огромный материал, собранный С. Кондыбаем, тем не менее не исчерпывает до конца имеющиеся сведения. Например, мною была написана в 1976 году монография «Қазақ ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері» («Древние представители носителей казахского устного творчества»), впоследствии изданная на русском языке. Я хотел летом этого года съездить к Серикболу, ибо увидел в нем представителя науки, думающего, мыслящего подобно мне. Очень жаль, что этого не случилось. Но широта мышления Серикбола, охват материала оставили огромное впечатление в душе каждого, кто знаком хоть с частью его исследований. Серикбол не искал и не получил ученой степени, это было не нужно ему. Он был охвачен совершенно иным: он искал знания по древнейшей истории предков нашего народа. И пусть огромный материал, систематизированный им, составляет лишь небольшую часть уже имеющегося, заслуга Кондыбая как истинного исследователя, занимающего ведущее место в истории казахской культуры, состоит в том, что он сумел связать материал по истории, фольклористике, археологии, языкознанию и пр. Это было то, что до того запрещалось официальной наукой, то, ради чего исследователи прибегали к множеству хитроумных уловок.
Естественно, что перед исследователем стояло огромное число проблем, и по каждой из них ему хотелось дать исчерпывающий ответ. Поэтому ученый оставляет каждый раз короткие фразы: «На этом остановимся потом, в одном из трудов», «О дей-тюркости Сиванму я буду говорить в следующей книге» и т.п.
Заслугой Серикбола наряду с огромным числом других находок является прототюркская этимология этнонима «юэчжи» и индоевропейских понятий, означающих «женщина», «род», «происхождение». Отсюда, собственно, идут однокоренные жеңге, жеңгей (йенг), жеңеше, жиен, имеющие чисто тюркское происхождение. Наряду с этим слова келін, қалындық, әже, нағашы, ұрғашы, кемпір, абысын, әже.
Одно это можно назвать величайшей заслугой ученого Серикбола Кондыбая. А замечательные эссе об «Улы Баба»: мотивах проглатывания и возвращения в новой ипостаси, о женщинах-кемпирах в ипостаси От ана, Су ана, многочисленных зооморфизмах и т.д. Краткость и точность – вот что характерно для этих эссе.
То же самое можно сказать об очень многих сторонах этой прекрасной книги – четырехтомнике «Мифология предказахов». Очень жаль, что судьба не позволила нам встретиться с этим замечательным ученым. Очень хотелось увидеть другие, еще не опубликованные труды Серикбола.
Он так стремительно возник на грани нашей науки, сделал так много и так же стремительно исчез. Мы так и не успели узнать его как обычного человека…