Едыге ТУРСУНОВ: К ВОПРОСУ ОБ ЮЭЧЖАХ И УЛЫ БАБА

Следует сразу сказать, что Кондыбай Серикбол является одним из  первых исследователей, взявшихся за исследование начальных этапов развития казахского фольклора. Такое исследование предполагает необходимость использования  материалов археологических, исторических, культуроведческих, языковедческих и пр. исследований. Необходимый для такого исследования материал был собран трудом множества ученых-полевиков. Четыре тома – систематизация лишь части огромного количества собранных им для работы сведений.

Разумеется, огромный материал, собранный С. Кондыбаем, тем не менее не исчерпывает до конца имеющиеся сведения. Например, мною  была написана в 1976 году монография «Қазақ ауыз әдебиетін жасаушылардың байырғы өкілдері» («Древние представители носителей казахского устного творчества»), впоследствии изданная на русском языке. Я хотел летом этого года съездить к Серикболу, ибо увидел в нем представителя науки, думающего, мыслящего подобно мне. Очень жаль, что этого не случилось. Но широта мышления Серикбола, охват материала оставили огромное впечатление  в душе каждого, кто знаком хоть с частью его исследований. Серикбол не искал и не получил ученой степени,  это было не нужно ему. Он был охвачен совершенно иным: он искал знания по древнейшей истории предков нашего народа.  И пусть огромный материал, систематизированный им, составляет лишь небольшую часть уже имеющегося, заслуга Кондыбая как истинного исследователя, занимающего ведущее место в истории казахской культуры, состоит в том, что он сумел  связать материал по истории, фольклористике, археологии, языкознанию и пр. Это было  то, что до того запрещалось официальной наукой, то, ради чего исследователи прибегали к множеству хитроумных уловок.

    Естественно, что перед исследователем стояло огромное число проблем, и по каждой из них ему хотелось дать исчерпывающий ответ. Поэтому ученый оставляет каждый раз короткие фразы:  «На этом остановимся потом, в одном из трудов», «О дей-тюркости Сиванму я буду говорить в следующей книге» и т.п.

Заслугой Серикбола наряду с огромным числом других находок является прототюркская этимология этнонима «юэчжи» и индоевропейских понятий, означающих «женщина», «род», «происхождение». Отсюда, собственно, идут однокоренные жеңге, жеңгей (йенг),  жеңеше,  жиен, имеющие чисто тюркское происхождение. Наряду с этим слова келін, қалындық, әже, нағашы, ұрғашы, кемпір, абысын, әже.

Одно это можно назвать величайшей заслугой ученого Серикбола Кондыбая. А замечательные эссе об «Улы Баба»: мотивах проглатывания и возвращения в новой ипостаси, о женщинах-кемпирах в ипостаси От ана, Су ана, многочисленных зооморфизмах и т.д. Краткость и точность – вот что характерно для этих эссе.

То же самое можно сказать об очень многих сторонах этой прекрасной книги – четырехтомнике «Мифология предказахов». Очень жаль, что судьба не позволила нам встретиться с этим замечательным ученым. Очень хотелось увидеть другие, еще не опубликованные труды Серикбола.

Он так стремительно возник на грани нашей науки, сделал так много и так же стремительно исчез. Мы так и не успели узнать его как обычного человека…