ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

ЗИРА НАУРЗБАЕВА в соавторстве  с д.ф.н., проф. Хасановым М.Ш.)

Рекомендовано МО РК  для студентов гуманитарных специальностей университетов, 1996 г.

Предисловие

Курс “Культурологии” представляет общеобразовательный предмет социо-гуманитарного цикла. Может быть предложен как студентам младших курсов в качестве вводной дисциплины цикла, так и студентам старших курсов. Настоящая программа рассчитана на студентов, обладающих знаниями по мировой истории, литературе, культуре в объеме средней школы. Однако было бы желательно изучение данного курса в комплексе с курсами этики, эстетики, истории религий и искусства.

Программа преследует двоякую цель:

Представить теорию культуры в новом ракурсе – не с привычной европоцентристской позиции, а в сравнении культуры кочевой и оседлой, устной и письменной, шаманской и жреческой, а также традиционной и нетрадиционной.

Отразить современный научный уровень культурологии, обеспечив переход от восприятия культуры на феноменологическом уровне к ее теоретическому анализу, возможность типологического подхода к проблемам истории и современного состояния культуры.

Некоторые постановки проблем и выводы могут показаться довольно резкими. Однако они опираются на положения, разработанные в рамках современной западной культурологии (многие из которых нашли отражение в кусре лекций по культурологии д.ф.н., проф. Нуржанова Б.Г.), а также в рамках не получившей, к сожалению, сколько-нибудь достаточного освещения в литературе казахстанской культурологической школы к.и., проф. Мухамбетовой А.И. (поэтому в списке предлагаемой литературы мы вынуждены перечислять работы авторов этой школы, имеющие достаточно специальную направленность – этномузыкознание).

Может возникнуть впечатление, что в предлагаемом курсе слишком мало внимания уделено проблеме человека. Однако культурология изучает не человека как такового, а способ его бытия в мире. Антропологическая проблематика в большей степени принадлежит философии и психологии, входящим также в цикл базовых социогуманитарных дисциплин. Поэтому в рамках курса культурологии мы сочли возможным ограничиться рассмотрением этой проблемы в связи с вопросами ориентации и ценностей культуры, типов культурной деятельности и т.п.

Программа курса рассчитана на 120 часов. В соответствии с имеющимися возможностями и профессиональными интересами распределение времени между аудиторными и самостоятельными занятиями, полнота и порядок изложения тем могут варьироваться. Составители программы отдают отчет как в сложности применения предлагаемой программы, так и в социальной значимости и необходимости изменения содержания культурологии в ВУЗах суверенной РК.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Этимология слова “культура”. Основные современные подходы к пониманию феномена культуры:

культура как система социализации человека, совокупность социальных отношений;

культура как система норм и ценностей, их ретрансляции,

культура как искусственное (артефакт), “второй мир” по отношению к природе;

культура как способ бытия человека в мире;

культура как знаковая система;

культура как система гармонизации отношений между человеком и человеком, человеком и природой, человеком и космосом (Мухамбетова А.И.)

Единство бытия в культуре: восприятие всего сущего преломляется через призму культурного кода, принятой знаковой системы. Культура как целостное восприятие мира.  Теория языковой относительности Сепира-Уорфа. Множественность культур и их самоценность.

Культура и цивилизация. Структура и сферы культуры.

Предмет и метод культурологии. Место культурологии среди социо-гуманитарных дисциплин.

П. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. РИТУАЛ.

Возникновение культуры в свете научного эволюционизма, традиционализма, теории ритуала. Этология и биологическая основа ритуала. Теория религии как ритуала.

Эволюционизм о переносе борьбы за выживание с индивидуального уровня на групповой. “Свои-чужие” как основной способ ориентации, породивший ряд антиномий: внутреннее-внешнее, освоенное-дикое, космос-хаос, культурное-природное

Два типа верховных богов индоарийской мифологии как развитие ряда антиномий. Варуна и Митра. Религиозные стили (ритуальные стратегии), культы, ритуалы, типы служителей культа Варуны и Митры. Шаман и жрец.

Шаман как существо пограничное между “своим” и “чужим” мирами, космосом и хаосом, обществом и природой, их медиатор. Модель шаманской вселенной. Камлание как творение мира. Шаманизм в свете современной науки. Шаман-воин и специфика шаманской культуры.

Ш. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРЫ. РИТУАЛ (окончание)

Тотем и система ритуального тождества жреца, жертвы и адресата жертвоприношения. Ритуал жертвоприношения тотема как “делание” порядка, космоса, закона. Ведический ритуал ашвамедхи как наиболее ясное проявление жреческой ритуальной стратегии.

Жреческая ритуальная стратегия и ее фиксация в законах и религиозных текстах. Законы Ману и кастовая система.

Ритуал коллективной трапезы как жертвоприношения тотема. Семантика коллективной трапезы (ас) у казахов.

Каннибализм. Козел отпущения. Проблема насилия в современной культурологии и философии.

Синкретический характер ритуала. Сакральность пространства-времени ритуала. Зоны профанного и сакрального в казахской культуре.  Айтыс как пример избирательности культурного кода в сакральной сфере. Формирование знаковых систем, форм и сфер современной культуры в лоне ритуала.

1У. МИФ И РЕЛИГИЯ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

Миф и мифологическое мышление.

Теория мифа как границы культуры у Ф.Ницше и О.Фрейденберг.

Характеристика Л.Леви-Брюлем первобытного мышления как мистических пралогических коллективных представлений. Архетипы К.Г.Юнга и исследование человеческого бессознательного С.Грофом, Дж.Лилли  и др.

“Символические формы” Э.Кассирера.

Антропологические теории возникновения религии. Внутрирелигиозные теории откровения и традиционализм Р.Генона. Относительность различеня поли- и монотеистических, персоналистских и имперсоналистских религий в рамках генонизма. Трансформация буддизма в истории хинаяны и махаяны как демонстрация этой относительности. Этногенетические и мировые религии.

Тенгрианство как возможно древнейшая монотеистическая неантропоморфная религия. Шаманизм и институт пророчества. Зарождение мировых религий в кочевой среде.

У. МИР КУЛЬТУРЫ.

Знак, символ, код, текст, язык. Язык и мышление в философии и психологии. Различие языка и речи в лингвистике Ф.Соссюра. Иконический, индексный и символический знаки в семиотике Ч.Пирса.

Возникновение знаковой системы культуры в архаическом синкретическом ритуале. Единство бытия в культуре, обусловленное единством культурного кода.

“Материальная” культура как означенное пространство. Семантика еды, одежды, жилища, утвари. Топография сакрального мира и архитектура. Орнамент. Юрта как модель космоса кочевой культуры.

У1. МИР КУЛЬТУРЫ (окончание)

Духовная культура как освоение времени. Циклическое время традиционной культуры.

Обряды и обрядовый фольклор как оформление временного цикла. Смерть (хаос) как закономерное завершение старого и начало нового жизненного (космического) цикла. Отражение борьбы сил хаоса и космоса в обрядах праздника Наурыз.

Год земледельца и мушель скотовода. Система жанров и типов носителей традиционной культуры в соответствии с цикличностью времени.

УП. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРЫ.

Теория эволюционирования письменности от пиктографической через иероглифическую (идеографическую) к алфавитной. Теория возникновения письма как жеста до языка (Ж.Деррида).

Письмо как дополнительный способ обеспечить функцию культуры по хранению и воспроизводству знаковой информации через ее фиксацию. Огромная роль письма (литературы, живописи, фото- и кинематографии) в современной культуре.

Разные виды письменнсоти в истории кочевников Центральной Азии.

Устная культура как самостоятельный тип культуры, а не ступень к возникновению письменной. Изменчивость языка (и других знаковых систем) в письменных культурах  и устойчивость в устной. Близость современного казахского языка и языка классической казахской поэзии ХУ-ХУ в.в., а также языка орхоно-енисейских надписей У-УП в.в. и средневековых памятников тюркской псьменности.

УШ. УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРЫ (окончание)

Система жанров устной культуры. Понимание импровизации как проявления внеличностной сущности. Сакральность музыки и слова в устной культуре.

Эпос как феномен устной кочевой культуры.  Семантика казахских  эпосов “Алпамыс”, “Кобланды”, “Козы-Корпеш – Баян-слу” как мифов о первотворении. Ритуально-магическая функция эпоса. Музыка и эпос. Механизм запоминания. Жырау.

Кюй как оксюморон “текучий канон” – изменчивое произведение с жестко определенной структурой. Вариативность и каноничность кюя как модель существования устной культуры. Кюй как текст устной культуры, как синкретическое единство знаковых систем разных видов и уровней, лево- и правополушарного мышления. Ритуалистичность кюя. Кюй как миф. Ритмомелодийная формула речи в кюе. Кюй  и его легенда.

Фольклор и устное профессиональное искусство.

Аудиовизуальная техника как исторический шанс на возрождение устной культуры.

1Х. ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОСЕДЛЫХ НАРОДОВ.

Земледелие и культура как практика разграничения и оформления. Теория возникновения письменности в связи с земледелем.

Город как предельное осуществление антиномии “свои-чужие”.

Система джаджамани (панчаята) в традиционном оседлом обществе как результат ограниченности прибавочного продукта и закрепленности человека в определенном коллективе по месту жительства в качестве производителя строго определенного продукта. Частичность человека. Профессионально-именное кодирование как способ воспроизводства традиционной оседлой культуры.

Вегетационный цикл растения и архетип вечно юного умирающего и воскресающего бога. Культ производительной силы и молодости человека, низкий социальный статус старости в земледельческих культурах.

Цикличность времени. Сакральность власти, социальной системы, искусства, знания (в том числе и научно-технического) в традиционном обществе. Теория деградации времени.

Х. НОМАДИЗМ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ.

Возникновение скотоводства как более сложного, прогрессивного и эффективного способа производства по сравнению с земледелием. Кочевое скотоводство, климат, экология. Кочевники и успехи в племенном скотоводстве. Основные регионы кочевого скотоводства в мире. Типы кочевки (меридианальная, круговая, вертикальная).

Материальная культура кочевья: технические изобретения, металлургия, ремесло, архитектура. Декоративно-прикладное искусство.

Воинское искусство кочевнков: организация, стратегия, тактика.

Х. НОМАДИЗМ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ (окончание)

Время и пространство кочевья. 60-летний календарный цикл кочевников в сравнении с годовым земледельческим циклом. Историческое время кочевников как череда поколений. Антропоморфность пространственной модели мира.

Расширенное видение времени и пространства кочевниками по сравнению с оседлыми народами. Традиции существования в хрупкой экосистеме и специфика кочевого менталитета: восприятие мира как сложного динамического равновесия, иерархичность ценностей и социальных структур.

Семантика и структура казахских орнаментальных композиций как отражение шаманской идеи равновесия (уникальность равноправия узора и фона).

ХП. ОСЕДЛАЯ И КОЧЕВАЯ КУЛЬТУРЫ: сравнительный анализ.

Шаманская и жреческая ритуальные стратегии. Устная и письменная культуры. Расщепленность оседлой культуры на городскую и деревенскую и единство, взаимопереход форм кочевой культуры.

Род как основная структура воспроизводсва кочевой цивилизации, устойчивая относительно общественных объединений более высокого уровня. Родовой принцип объединения людей и его отличие от системы наследования профессиональной специализации и каст в классической оседлой цивилизации (индийская деревня).

Эволюция поло-возрастной дифференциации общества в социально-политические системы. Система каст (варн) и система жузов как исторические варианты реализации природно обусловленной дифференциации в оседлой и кочевой цивилиазции.

ХШ. ОСЕДЛАЯ И КОЧЕВАЯ ТРАДИЦИОННЫЕ КУЛЬТУРЫ (окончание).

Жизненный цикл. Ашрам и мушель – два способа оформления жизненного цикла. Закономерность расширения социального, исторического и духовного пространства-времени, осваиваемого человеком в казахской культуре по мере перехода от одного мушеля к другому.

Годовой земледельческий цикл и жизненный цикл кочевника как основы календарей и жанровых систем искусства в оседлой и кочевой культурах.

Синтез военно-родовой демократии и характерной для традиционного общества иерархии в казахской культуре. Частичность человека в оседлой культуре и возникновение в кочевой культуре социально-значимого типа универсального человека (азамат -–гражданин и воин, “сегiз қырлы” – многогранный человек).

Х1У. КОЧЕВНИКИ И ОСЕДЛЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Кочевники-скотоводы как основоположники классических культур  древней Греции, Ирана, Индии. Кочевники – “бич божий” оседлых цивилизаций древности. Государственно-адмнистративная, законодательная, архитектурно-строительная и культуротворческая деятельность тюркско-монгольских династий в завоеванных странах. Расцвет культуры Китая эпохи Тан, Ирана при Тимуридах, Афганистана и Индии при Великих Моголах, Египта при мамелюках.

Историко-культурные аспекты тюркско-славянского союза в трудах Л.Н.Гумилева.

Влияние кочевой культуры на мировоззрение и менталитет оседлых народов. Отражение этого процесса в литературе древности: Каин и Авель, Гильгамеш и Энкиду.

Зарождение мировых религий в кочевой среде.

Общность и взаимодополнительность традиционных оседлой и кочевой культур. “Осевая эпоха” К.Ясперса как распад единства миров кочевья и оседлости: Заратустра, эллины.

ХУ. ТРАДИЦИОННАЯ КОЧЕВАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХОВ.   

Казахи – наследники древних кочевых цивилизации Центральной Азии.

Тайные воинские союзы как источник устно-профессионального искусства казахов. Всеобщность элитарного по содержанию и уровню воинского искусства и этикета кочевников (ставших источником рыцарской культуры европейского средневековья). Типы носителей устной литературы: жырау, сал, сери, акын. Казахская классическая поэзия и музыка.

Кочевая культура как культ истины и нравственности. Природа эпического батыра как манифестации вечной божественной истины. Интеллектуализм казахской культуры.

Приоритет духовного начала и культ старсти в казахской культуре.

ХУ1. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА ОТ “ОСЕВОЙ ЭПОХИ” ДО Ф. НИЦШЕ: тенденции развития.

 

Идеи линейного времени и прогресса как отрицание традиционного циклизма и теории инволюции (деградации).  Борьба традиционализма (Пифагор, Платон, средневековье) и антитрадиционализма в европейской истории.

Разрушение и замена механизма ритуального жертвоприношения как основания человеческой общности правовым механизмом. Тотальная десакрализация общественно-политической (а затем и лично-семейно и духовной) жизни. Демократия и охлократия. Остракизм как манифестация афинской демократии.

Сакральная культура средневековой Европы. Влияние исламской (суфийской)  культуры на формирование европейской  философии, музыки, поэзии и рыцарского этикета. Эзотеризм Данте.

ХУП. ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА ОТ “ОСЕВОЙ ЭПОХИ” ДО Ф.НИЦШЕ (окончание).

“Человек – мера всех вещей”. Расщепление мира на субъект и объект. Ренессансный гуманизм и титанизм: “отказ от неба под предлогом завоевания земли”. Антропоцентризм как один из источников экологического кризиса.

Распад ритуального синкретизма и возникновение сфер и форм профанной культуры. Абсолютизация разделения “своего” и “чужого” миров в представлении о реальном и идеальном в истории европейского искусства.

Сущность научно-технического прогресса как “постава” (М.Хайдеггер) и мир как представление. “Время картины мира”.

Европоцентризм и агрессивность нетрадиционной культуры. Национализм, колониализм, империализм.

ХУШ. КРИЗИС ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ХХ ВЕКЕ.

Завершение в фото- и кинематографии реалистической стратегии европейского искусства. Телевидение и конец классической западной культуры. Ремифологизация искусства. “Вторая реальность” компьютерных игр и телевидения. Гиперреальность. Симулякр.

Освенцим – крах гуманизма и абсолютизация технико-промышленного подхода в применении к человеку. Глобальный экологический кризис, мировые войны, создание оружия массового уничтожения, терроризм, заложничество, наркомания, молодежная маргинальность. Антропологический кризис и провал идеи прогресса.

Масс-культура и маргинальность элитарной культуры. Деревня, город, бидонвиль.

Научные теории в качестве псевдорелигий. Сектанство. Популярность псевдо-восточных, псевдо-духовных практик. Сатанизм. Отказ от рационализма.

 

Х1Х. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ ПО ПОВОДУ КРИЗИСА ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ.

“Заратустра” Ф.Ницше. теория мифа как горизонта культуры. “Сумерки богов”.

Возвращение циклического времени:”Закат Европы” О.Шпенглера. Прощание с идеей всемирной истории А.Тойнби.

Теория культуры З.Фрейда.

“Восстание масс” Ортега-и-Гассета.

Теория мифа  и мифологического мышления Л.Леви-Брюля, Э.Кассирера, О.Фрейденберг, А.Лосева, К.Леви-Строса.

Конец человека, времени, истории, мира в постмодернизме.

ХХ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Западный мир в поисках выхода из кризиса: попытки гуманизировать и экологизировать    науку, технику и общественную практику. Модели постиндустриального и информационного общества. Ретрадиционализация. Р.Генон. Признание самоценности, права на существование и развитие “неисторических” наций и культур. Модель диалога культур.

Незападный мир между вестернизацией и традиционализмом. Поиски третьего пути.

Разрушение традиционной культуры в советский период и культурные процессы в современном Казахстане.

Культура и гуманитарное образование.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

Семантика слов и проблема переводимости культур ( на конкретных примерах).

Архитектура (танец, этикет, одежда) как культурный код.

Рудименты семантики жертвоприношения тотема в ритуале коллективнй трапезы (ас) у казахов.

Внеэкономическая теория происхождения денег и обмена у О.Фрейденберг.

Мифоритуальные источники формирования судебной системы.

Семантика юрты (одежды, пояса, музыкальных инструментов, утвари и др.) в системе традиционной культуры.

Семантика обрядов (шильдехана, “тусау кесу”, свадьбы, похорон) как оформления жизненных циклов.

Типы носителей устнопоэтической традиции и их функции в традиционнй культуре.

“Азия” О.Сулейменова как опыт прочтения памятника письменной культуры с позиции устной.

Семантика героического эпоса (“Кобланды”, “Алпамыс” и др.)  как космогонического мифа и как метафоры эволюции человеческого духа в казахской культуре.

Семантика птиц (животных)   в казахской культуре.

Анализ мировоззрений и религий у Л.Гумилева. Антисистемы.

Трансформация религий в конкретной этнокультурной среде (христианство в католических, православных и протестантских странах, ислам у казахов).

Традиционный миф и миф в западной культуре ХХ в.

Мифологические истоки жанра “фэнтези” в научно-фантастической литературе.

Война как ритуал и утеря ею смысла при современной технике уничтожения.

Образование в Японии: традиционализм и сайентизация.

Традиционная культура казахов в городских условиях (ритуал гостеприимства, обряды жизненного цикла, образ жизни, музыка, поэзия, декоративно-прикладное искусство).

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

Инструментальная музыка казахского народа.    А., 1985.

Генон Р. Царство количества и знаки времени. М.,1994.

Казахская музыка: традици и современность. А.,1992.

Каракузова Ж.К., Хасанов М.Ш. Космос казахской культуры. А.,1993.

Кочевники.Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. А.,1993.

Культура кочевников на рубеже веков: Проблемы генезиса и трансформации. А., 1995.

Леви-Строс К. Структурная антропология. М.,1985.

Лосев А.Ф.Философия. Мифология.Культура.М.,1991.

Музыка Востока и Запада. Взаимодействие культур. А.,1991.

Мухамбетова А.И. Казахский кюй как синкретический жанр (типы программности). А.,1991.

Мухамбетова А.И. Календарь и жанровая система традиционной музыки казахов \\Сб. материалов и статей памяти В.П.Дерновой. А.,1992.

Нуржанов Б.Г. Культурология. Курс лекций. А.,1993.

Семенцов В.С Проблемы интерпретации брахманической прозы. Ритуальный символизм. М., 1991.

Соколов Э.В. Культурология. Очерки теори культуры. М.,1994.

Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХХ-начало ХХ вв.). А.,1991.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири (в 3 кн.). Новосибирск, 1988-89-90.

Турсунов Е.Д. Древние типы носителей  казахской устнопоэтической традиции. А.,1976.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М.,1983.

Фрейденберг О. Миф и литература древности. М.,1978.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. В 2 т. М.,1993.

Элиаде М. Космос и история. М.,1987.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

Акишев А.К. Мифология и искусство саков. А.,1984.

Алексеев Н.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосиб.,1980.

Асемкулов Т. Казахский эпос: человеческий дух в поисках изначального смысла\\”Горизонт”, №№50-51, 1995, №1, 1996.

Ауэзов М. Времен связующая нить. А.,1972.

Барт Р. Избранные работы. Поэтика. Семиотика. М.,1989.

Басилов В. Избранники духов. М.,1984.

Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в ХХ в. М.,1991.

Борхес Х.Л. Письмена бога. М.,1992.

Гельб И. Опыт изучения письма. М.,1982.

Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследования с помощью ЛСД. М.,1992.

Древние обряды, верования, культы народов Средней Ази. М.,1986.

Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.,1986.

Иванов В.В. Чет и нечет: Ассиметрия мозга и знаковых систем. М.,1978.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.,1930.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.,1970.

Магауин М. Кобыз и копье. А.,1970.

Маргулан А., Акишев К., Кадырбеков М., Оразбаев А. Древняя культура Центрального Казахстана., А.,1966.

Медоев А.Г. Гравюры на скалах. А.,1979.

Милль Л. Светлый путь и темный путь\\ Ученые записки Тартуского университета. Вып.635. Тарту, 1983.

Мухамбетова А.И. Казахский кюй: философия на двух струнах\\ Шахар, 1993, №1.

Наурзбаева З.Ж. Шаманское камлание как мифотворчество\\ Вестник КазГУ. Сер.философская. Вып.2.,1994.

Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. Соч. в 2 т., М.,1990- т.1.

Петров М.К. Язык, знак, культура. М.,1991.

Потанин Г.Н. Сага о Соломоне. Восточные материалы к вопросу о происхождении саги. Томск.,1912.

Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.,1973.

Ранние формы искусства. М.,1972.

Самосознание европейской культуры ХХ века. М.,1990.

Соколов-Ремизов С.Н. Литература-каллиграфия-живопись: К проблеме синтеза искусств в художественной культутре Дальнего Востока. М.,1985.

Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистики. М.,1990.

Стеблин-Каменский М.И. Миф. Л., 1984.

Структурализм: “за” и “против”. М.,1985.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989.

Фридрих И. История письма. М.,1979.

Хара-Даван Э. Чингис-хан как полководец и его наследие. А.,1992.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*