Биография Серикбола Кондыбая

Фото Серикбола Кондыбая

Фото Серикбола КондыбаяСерикбол Адилбекулы Кондыбай родился 14  марта 1968 года в поселке Курык Мангистауской области. С 1969 года жил в поселке Шетпе Мангистауской области. В 1986 году поступил на географический факультет КазГУ и закончил его в 1991 году по специальности «геоморфология». Отказался от предложения учиться в аспирантуре Института географии Академии наук Казахстана и вернулся в аул в соответствии с казахским обычаем, когда младший сын является хранителем родительского очага. Работал специалистом в Мангистау-Устюртском обществе охраны памятников, в областном управлении экологии, а затем учителем в районной средней школе вплоть до катастрофы в 1995 году. В результате катастрофы получил травму позвоночника и стал инвалидом 1 группы. Несмотря на тяжелейшее состояние, с 1996 года он концентрируется на разнонаправленных масштабных теоретических исследованиях, результатом которых стали 10 книг, изданных при жизни С. Кондыбая. Уже после смерти автора были изданы подготовленные им к печати четыре книги и перевод монографии М.Элиаде «Аспекты мифа» (второй том десятитомной «Антологии мировой культурологической мысли»). Помимо этого, С.Кондыбай опубликовал более 90 научных, научно-популярных и публицистических статей в республиканской прессе. Пока неопубликованным  остается исследование «Мир Алпамыса», продолжается изучение рукописей ученого.

24 августа 2004 года в возрасте 36 лет выдающийся ученый нашего времени Серикбол Кондыбай вернулся к своему Творцу.

 

Основные труды С.Кондыбая

1. «География Мангистау», на казахском языке.

Книга представляет собой дополнительное учебное пособие по географии Казахстана в соответствии со школьной учебной программой. Доступным для учащихся языком изложен интересный материал об особенностях ландшафта Мангистау, причинах, обусловивших эти особенности, влияние тектонических процессов и геологическое строение полуострова, влияние ландшафта на природный мир. Изложение каждой темы сопровождается картами, диаграммами, картограммами, другими дополнительными материалами и вопросами по теме. Книга представляет собой наиболее полное и удобное для использования пособие по предмету.

Алматы, «Канагат – КС», 1997.  Расширенное издание: Алматы, 2007.

2. «Введение в казахскую мифологию», на казахском языке.

В соответствии с названием представляет общее введение в мифологию. Цель книги путем сравнительного анализа, составления краткого словаря указать, какие мифологические сюжеты и образы присутствуют (или отсутствуют) в казахской мифологии, а также продемонстрировать наиболее простые методы реконструкции мифологии на лингвистических и фольклорных, обрядовых и исторических материалах, материалах традиционных родословий (шежiре), а также возможность вычленения мифических моделей и матриц через повторяющиеся сюжеты, имена и словосочетания. Еще одна цель – создать “азбуку мифологии”, привлечь внимание казахского читателя к этой науке.

Алматы, «Зерде», 1999. 19 п.л.

3. «Сакральные места Мангистау и Устюрта», на казахском языке.

Книга информационно-обзорного плана. На основе поданной в виде словаря краткой информации о 140 пунктах, включенных в священную географию Мангистау и Устюрта, раскрываются исторические пути развития  явления святоотчества (әулиелiк) в этом регионе. Информация может использоваться в научных целях, поскольку содержатся сведения о источниках тех или иных получивших распространение в народе представлениях, их правдивости или сомнительности.

Алматы, 2000, 9 п.л.

4. «Казахская степь и германские боги», на казахском языке, переиздание 2006 года включает также перевод на русский язык М.Жанузаковой под редакцией З.Наурзбаевой.

Книга представляет собой многогранное исследование прототюркских истоков германо-скандинавской мифологии, включающее анализ историко-географических, лингвистических и фольклорных данных. Автор аргументировано утверждает существование единого источника германских и казахских мифов – древнетюркской мифологии, принесенной в Северную и Западную Европу во время великого переселения народов. Анализ мифологии позволяет С.Кондыбаю реконструировать историю перемещений разных этносов, взаимовлияний культур, происходивших в первом тысячелетии нашей эры.

Суть исследования можно подытожить словами самого автора: «Вообще, довольно сомнительно, чтоб лесные и болотные германцы, которые в I веке еще не вышли из лесов и не имели в то время никакой культурно-цивилизационной возможности для совершения каких-то новаций в военном и оружейном деле, способны были создать подобный комплекс военных понятий. Ясно, что эти верования пришли к ним извне, что их принесли представители какого-то чужого культурного общества, уровень развития которого был в ту эпоху выше, нежели у германцев, а германцы, не зараженные в ту пору шовинистской идеологией и мировоззрением (в отличие, например, от греков, римлян, китайцев, высокомерно называвших чужаков «варварами»), прониклись представлениями пришельцев и как губка впитали их в собственную культуру. Такой вывод можно сделать и опираясь на мнения отдельных европейских исследователей (Ф. Кардини, Г. Альтхайм и др.), которые считали, что «культ оружия и культ меча, военное искусство германцы переняли у кочевников» (естественно, названные исследователи под «кочевниками» имели в виду только алан-сарматов, давно получивших заветный «мандат» ираноязычных, а если б в научной среде те считались тюрками, скорее всего, этого «переняли у кочевников» не прозвучало бы вовсе – Боже сохрани!). Если же номады научили германцев воевать, заразили их культом меча, то, выходит, и военную мифологию – эйнхериев, валгаллу, валькирий – им тоже подарили кочевники».

Алматы, «Зерде», 2001, 9 п.л. Алматы, «СаГа»,  2006, 21 п.л.

5. «Есен-казах» на казахском языке.  

Два главных тезиса книги: 1) существование незафиксированного в письменных документах, но очень важного периода в этногенезе современной казахской нации, названного “Есен-казах” и датируемого 1350-90 г.г.;

2) формирование сюжетных основ и ономастикона эпосов и легенд, обычно объединяемых под названием “ногайских сказаний”, именно в этот период в Мангистау-Устюртском регионе. Именно в этой пространственно-временной точке сформировалась духовность казахской нации (национальная форма ислама, ономастическая основа фольклора, эпоса, генеалогии). Две эти идеи обосновываются в их взаимосвязи путем сравнительного анализа фольклора и историко-географических данных.

Есен – казах – это духовно-творческий взрыв, сделавший возможным появление казахской государственности. Именно в этой среде такие слова как Казах, Алаш обрели свое значение и стали широко известны всей степи.

Алматы, «Уш киян», 2002, 22 п.л. Переиздание «Арыс», 2006, 23 п.л.

6. «Гиперборея: родословие эпохи сновидений», на казахском языке.

Результаты мифо-лингвистического анализа в совокупности с данными истории, географии, археологии позволяют предположить существование более 8 тысяч лет назад «гиперборейской» культуры, давшей начало современным евразийским народам, ставшей источником их языков, мифологий и культуры. «Реальная Гиперборея» существовала в 7-6 тыс. до н.э. на южно-кавказском побережье Каспия (устье Куры и Аракса, Апшеронский полуостров), затем разветвилась. Тюрки (предказахи) – одна из ветвей гиперборейцев.

Рассматриваются как вопросы общечеловеческой истории, так и некоторые аспекты казахского (предказахского) миропонимания, суть которых не раскрывалась ранее (“горы Балкан”, “Урым” и т.д.). Может быть интересна как исследователям, так и широкой аудитории.

Алматы, «Уш киян», 2003, 37 п.л.

7. «Мифология предказахов» в 4 томах, на казахском языке.

Основная тема первой книги – изучение путей реконструкции древнего мифологического миропонимания через использование внутренних возможностей казахского языка, а также выявление основных моментов исторического пути предказахов на мифологическом материале.

Вторая книга полностью посвящена реконструкции астральной и календарной мифологии. Это создает возможность для полноценного усвоения последующего материала.

Третья книга рассматривает две большие темы: 1) образ женщины (Великого Предка) в мифологии предказахов; 2) культ змея или дракона в мифологии предказахов.

Четвертая книга содержит анализ отдельных мифологических тем, таких как животный тотемизм, близнечная мифология, культ меча и т.д.

Алматы, «Дайк-пресс», 2004, 125 п.л.

8. «Эстетика ландшафтов Мангистау: перспективы для развития туризма»,  на русском языке.

На высоком теоретическом уровне автор ставит вопросы об основах развития новой для Казахстана отрасли – индустрии туризма, отмечая, что “духовные богатства не менее важны для развития цивилизации, чем уголь и нефть; уже известно, что они не в меньшей степени могут быть предметом экспорта – через туризм”.

Четко сформулировав цель, автор последовательно раскрывает ее содержание в трех частях, руководствуясь основным методологическим принципом взаимосвязи и взаимообусловленности природных и социально-экономических условий и явлений: восстановить, реконструировать прошлое, рационально использовать настоящее, предвидя развитие в будущем.

Настоящая монография представляет собой результат фундаментальных исследований автора по оценке рекреационных ресурсов и возможности их использования на примере модельной области Большого Мангистау.

Алматы, «Арыс», 2005 г. 11,5 п.л.

9. «Казахская мифология: краткий словарь», на русском языке.

Словарь представляет не сборник фрагментарных очерков по разным темам, а  изложение системной теории автора, разбитое на словарные статьи. Словарь предваряют два теоретических очерка: «История и исторические этапы мифотворчества» и «Абанг – Абак – круг и точка». Словарь казахской мифологии не является сокращенным изложением той или иной работы автора на русском языке. Это самостоятельный труд. Поэтому он будет интересен в ряде нюансов и тем, кто уже читал другие работы Серикбола на казахском языке.

Как и остальные работы С.Кондыбая, словарь рассчитан не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами культуры и истории. Много полезного почерпнут и те читатели, кто не ограничивает себя изучением бытового казахского языка, а хочет познать его глубинные истоки.

Алматы, «Нурлы Алем», 2005 г.,  17 п.л.

10. «Мангыстау-нама», на казахском языке.

В исследовании, представляющем образец нового типа краеведческих исследований, автор синтезирует результат своих мифо-лингвистических и историко-географических исследований с археологическими, фольклорными, зафиксированными в различных письменных памятниках данными для реконструкции тысячелетней истории священного Мангистау.

Книга адресована как представителям гуманитарных наук – историкам, этнографам, культурологам, фольклористам, лингвистам, литературоведам, так и широкому кругу читателей.

Алматы, «Арыс», 2006, 29 п.л.

11. «Книга воинского духа», на казахском языке.

Предметом данного исследования является казахское воинское искусство и его атрибуты – разнообразные виды вооружения и их исторические названия, наименования разных воинских чинов, древние воинские музыкальные инструменты, воинская этика, искусство ведения военных действий, знамя, знаки воинских отличий, ритуалы и мифология, лежащие в основе воинской символики.

Исследователь делает акцент на изучении военной терминологии  кочевников разных периодов истории (рассматривается около полутора тысячи терминов), предлагает пути использования этой исторической терминологии и создания новых военных терминов для углубления и упрочения реформ в казахстанской армии, избавления от советской терминологии и связанной с ней идеологии.

Алматы, «Нурлы алем», 2006, 15 п.

Список научно-популярных статей С. Кондыбая, опубликованных на страницах районной, областной и республиканской прессы в 1991-2004 годах

1.    Ұлттық тынысты орда керек. «Ана тілі» газеті. 11.08.1994.
2.    Терминология түйткілдері қайтсе шешіледі? «Ана тілі» газеті. 4.02. Мешін.
3.    Ертең кеш болуы мүмкін. «Ана тілі» газеті. 30.07. Мешін.
4.    Қазақтың рәміздер жағрапиясы. «Ана тілі» газеті. 6.10. Ит жылы.
5.    Топонимиялық төңкеріс. «Ана тілі» газеті. 20.05. Тауық жылы.
6.    Қырымның қырық батыры жырларының аңыздық географиясы. «Ана тілі» газеті. 13.05.1999.
7.    Алпамыс жыры қалай қалыптасқан? «Жас Алаш» газеті. 19.02.2002.
8.    Қазақ тауларының иесі кім? «Жас Алаш» газеті. 7.09.2000.
9.    Алаштың ала туы қандай болған? «Жас Алаш» газеті. 16.11.2000.
10.    Латындық әліпбиі жөнінде. «Жас Алаш» газеті. 25.01.2001.
11.    Аттиланың отаны немесе қазақ тарихының белгісіз бағыттары. «Жас Алаш» газеті. 13.04.1999.
12.    Алаш пен Алаша хан. «Жас Алаш» газеті. 23.12.1999.
13.    Алтай, Ертіс, Зайсан. «Жас Алаш» газеті. 1.09.2000.
14.    Қытай Қазақстанның қай жағында? «Жас Алаш» газеті. 27.07.2000.
15.    Майқы би мифологиясы. «Жас Алаш» газеті. 17.07.1999.
16.    «Тойлау керек болғасын тойлау керек». «Жас Алаш» газеті. 5.05.2003.
17.    Есен – Қазақ түлейі. «Алтын Орда» газеті. 3.03.2000.
18.    Адасып жүрген аңыздар: бағзы дала тарихының іздері. «Алтын Орда» газеті. 28.04.2000.
19.    Артур падишах және далалық бастаулар. «Алтын Орда» газеті. 11.05.2001.
20.    Скиф ғұрпы, Үркерлер және пері қызының ауылы. «Алтын Орда» газеті. 2.03.2001.
21.    Үш өзен бастауы. «Алтын Орда» газеті. 27.07.2001.
22.    Қазығұрттан Маңғыстауға дейін. «Алтын Орда» газеті. 16.03.2001.
23.    Жерұйықты іздеу: немесе Қаңғар – Кангдиз, Өтүкен және Ергенеқон. «Алтын Орда» газеті. 6.04.2001.
24.    Гиперборея және прототүрктер. «Алтын Орда» газеті. 7.06.2002.
25.    Қобыланды батырдың үш ғұмыры. «Алтын Орда» газеті. 22.03.2002.
26.    Сыры терең «Ер Төстік» . Біз ертегінің астарына үңіле алдық па? «Алтын Орда» газеті. 22.02.2002.
27.    Шежіре дегеніміз – далбаса. «Алтын Орда» газеті. 25.01.2002.
28.    Алпамыс жыры қашан қалыптасқан? «Алтын Орда» газеті. 6.07.2001.
29.    Барар жерің Балқантау… «Алтын Орда» газеті.. 19.07.2002.
30.    Алау батыр. «Алтын Орда» газеті. 1.09.2000.
31.    Абат батыр. «Алтын Орда» газеті. 14.07.2000.
32.    Тама Шора мен қыпшақ Шарукань. «Алтын Орда» газеті. 24.03.2000.
33.    Алаштың ала туы. «Алтын Орда» газеті. 07.2000.
34.    Әулиелік география. «Алтын Орда» газеті. 10.11.2000.
35.    Қыпшақ арасындағы қазақтар. «Алтын Орда» газеті. 8.09.2000.
36.    Алта, Лаэти және Алаторпа. «Алтын Орда» газеті. 27.04.2001.
37.    Креолдық тіл. «Алтын Орда» газеті. 5.01.2001.
38.    Қазақы күрестің болашағы. «Алтын Орда» газеті. 2.02.2001.
39.    Байұлы тарихы. «Алтын Орда» газеті. 7-13.04.2000.
40.    Маңғыстау – Үстірттегі орта ғасырлық қамалдар. «Алтын Орда» газеті. 3.08.2001.
41.    Анджатам қаласы және Алатайлы Аңшыбай. «Алтын Орда» газеті. 3.05.2002.
42.    Жалғаншының табиғаты. «Алтын Орда» газеті. 11.01.2002.
43.    Қазақ елтаңбасы жөнінде. «Алтын Орда» газеті. 2000.
44.    Мерекеңнің мәнісі (қазақ үшін той болса болды ма?). «Алтын Орда». 21-27.03.2003.
45.    Қағбадай қасиетті далалық Шамбала – Семей өңірінде. «Алтын Орда». 18.04.2003.
46.    Қай мереке сенікі..? «Алтын Орда». 13.06.2003.
47.     Гиперборейлік бейне – Баба-түкті-шашты-әзіз.
     «Алтын Орда». 20.06.2003.
49. Қамажай. «Алтын Орда». 25.07.2003.
50. Темір-баба. «Алтын Орда». 22-28.08.2003.
51. Нұртөле абыз туралы аңыз – ұлттық дүниетанымның тетігі.           
     «Алтын Орда». 10-16.10.2003.
52. Үш Қиян: үш жүзге дейінгі «үш жүз» ұғымы туралы. «Алтын Орда»   
     газеті. 12-18.12.2003 жыл.
53. Қорқыт ата және уақыт. «Алтын Орда». 12-18.03.2004.
54. Әулиелі Маңғыстаудың киелілік салты қай замандарда басталған?
     «Үш қиян» газеті. 1.09.2000.
55.Түс көру және дарындық несібе. «Үш қиян» газеті. 13.10.2000.
56. Есен-қазақ кітабынан. «Үш қиян» газеті. 9.02.2001.
57. Есен-қазақ кітабынан. «Үш қиян» газеті. 26.01.2001.
58. Есен-қазақ кітабынан. «Үш қиян» газеті. 16.03.2001.
59. Есен-қазақ кітабынан. «Үш қиян» газеті. 16.02.2001.
60. Есен-қазақ кітабынан. «Үш қиян» газеті. 19.01.2001.
61. Сайланып қоймай әкімдер – аймағым баспас ілгері. «Үш қиян» газеті.   
     3.04.2003.
62. Үш Қиян: үш жүзге дейінгі «үш жүз» ұғымы туралы. «Үш қиян» газеті.
     11.12.2003.
63. Маңғыстау атауының шығу тегі туралы. «Маңғыстау» газеті.
     8.09.1993.
64. Науқанға айналдырмайық. «Маңғыстау» газеті. 16.01.1992.
65. Маңғыстау энциклопедиясы. «Маңғыстау» газеті. 3.07.1991.
66. Қырымның қырық батыры жырлары қай кезде шыққан? «Маңғыстау»
     газеті. 30.09.1997.
67. Кеңестік ішкі геосаясат және ұлттар тағдыры. «Маңғыстау» газеті.
     15.12.1993.
68. Қазақ жазуының жағдаяттары жөнінде. «Маңғыстау» газеті. 4.08.1992.
69. Маңғыстауға өлкетану қоғамы қажет. «Маңғыстау» газеті. 29.07.1995.
70. Бәйті қорғаны және Валгалла. «Маңғыстау» газеті. 27.04.1999.
71. Қырымның қырық батыры және Маңғыстау. «Маңғыстау» газеті.
     3.08.1993.
72.Ұлттық орталық ашсақ қайтеді. «Маңғыстау» газеті. 28.03.1992.
73. Жер су аттары неден шыққан? «Маңғыстау» газеті. 18.01.1994.
74. Маңғыстаудың жер-су атаулары. «Маңғыстау» газеті. 12.11.1993.
75. ртегілі Маңғыстау. «Маңғыстау» газеті. 18.08.1993.
76. Көкімбет қазынасы және күнтізбе. 23.08.2003.
77. Шерқала. «Жаңа өмір» газеті. 5.09.2001.
78. Мұрын жырлаған ұлы дастан хақында. «Жаңа өмір» газеті. 28.01.1998.
79. Айрақты немесе Ерек батыр. «Жаңа өмір» газеті. 15.08.2001.
80. Бозашы түбегі, Қызан және басқалар. «Жаңа өмір» газеті. 28.08.2001.
81. Ескерткіштерімізді ел білсін. «Жаңа өмір» газеті. 06.1991.
82. Маңғыстаудың жер-су атаулары. «Жаңа өмір» газеті. 4.08.1993.
83. Кіндікті, Күндік және Қондыкер Қобаң жұрты. «Жаңа өмір» газеті.     
      17-24.07.2002.
84. Ман ата және Уақ руы. «Жаңа өмір» газеті. 26.09.2001.
85. Қаймағымыз бұзылған жоқ. «Жаңа өмір» газеті. 12.12.1991.
86. Ру сырына үңілсек. «Жаңа өмір» газеті. 28.09.1991.
87. Әлеу – Майрам. «Алтын Орда» газеті. 13.12.2002.
88. Бала кезден бастаса. «Жаңа өмір» газеті. 4.06.1993.
89. Құртқа сұлу. «Жаңа өмір» газеті. 26.12.2001.
90. Шыңғыс ханды жерлеген Көктәнді. «Алтын Орда».
91. Баба-түкті-шашты-әзиз гиперборейлік бейне. «Алтын Орда».
92. «Ұлыстың ұлы күні» қай күн? «Алтын Орда».
93. Мерекелер. Наурыз жөнінде. «Алтын Орда».
94. Тағы да мерекелі күндер туралы. «Алтын Орда».
95. Іс тек Жәнішевке тіреліп тұр ма? «Алтын Орда».
96. Афрасиаб – алып ер тұлға. «Алтын Орда».
97. Аймақтарға өзін-өзі басқару қажет пе?   «Маңғыстау» газеті.
98. Тарих және мифология: Аңызға — араша. «Алтын Орда».
99. Интернет және латын әрпі қазақты тығырықтан шығару жолы бола ала  
     ма? «Алтын Орда».
100. Абырой заңы. «Рух-Мирас» журналы, 2005 жыл
101. Қазақтың ұрымы. «Алтын Орда». 18.10.2002.
102. Суын жылқылар – Маңғыстаудың басты символдарының бірі.         
       «Үш қиян».  18.12.2002.
103. Аруақ хақында. «Рух-Мирас» журналы. 2004 жыл. № 2
104. «Үш жүзге» бөліну – қазақтың ажалы. «Казахская правда» газеті. Қаңтар. № 2,  2004 жыл.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*