Будда. kz

Зира НАУРЗБАЕВА

Глухая полночь в Алматы. На трассе под окнами рев моторов, визг тормозов, страшный звук лобового удара столкнувшихся на полной скорости машин, летящих в кювет вместе со своими юными водителями.

Говорят, это новомодная игра золотой молодежи, своеобразная дуэль нервов – кто раньше затормозит. Гибнут дети, пресыщенные дети, у которых в жизни есть все и которым уже мало что интересно в этом мире.

Приходилось читать такую статистику: в благополучных США основные причины молодежной смертности – наркотики, самоубийство и автокатастрофы. Автокатастрофа при тамошних прекрасных дорогах чаще всего связана с вождением в наркотическом или алкогольном опьянении или с безумной гонкой. По сути все это – формы самоубийства. Осознанного или неосознанного. Основные жизненные потребности удовлетворены, ради куска хлеба работать не надо, в крысиных бегах карьеристов участвовать не хочется, особого смысла в жизни нет. Адреналин в крови –  единственный способ заглушить смутное чувство, что в жизни что-то не так, что-то нужно сделать, чего-то достичь.

Есть легенда: когда родился царевич Сакьямуни, астрологи предсказали счастливому царю, наконец дождавшемуся наследника, что сын его станет великим завоевателем мира или великим святым, отшельником, который откроет людям путь к спасению. Естественно, отец предпочитал первый вариант. Он страшно боялся, что сын его станет на путь духовного поиска. Поэтому все желания царевича исполнялись беспрекословно, жизнь его проходила в роскоши в окружении прекраснейших наложниц. Он блаженствовал, не зная о существовании болезней, старости, нищеты, смерти. Но наступил урочный час, и волею судьбы юноша был потрясен, увидев больного, затем старца, затем похороны. Он ушел из дворца и отправился в пустыню, чтобы медитировать, искать спасения от человеческих невзгод. Индийский философ Ошо сказал, что отец будущего Будды совершил огромную ошибку. С раннего детства окруженный всеми благами царевич оказался пресыщен ими, а потому и смог отвернуться от них. Если бы он рос в трудностях, мечтая о миске похлебки и новой одежде, он был бы более привязан к материальному, вполне мог бы стать завоевателем, по крайней мере, не отрекся бы совсем юным от престола и жены.

Запрет на роскошь

Конечно, у пресыщенного отпрыска нового казаха пороху не хватит, чтобы пойти спасать человечество, а вот на горе обожающим родителям тем или иным способом бездарно загубить жизнь – вполне. Бессмысленно было бы желать чадолюбивым казахам держать свое дитя впроголодь. Похоже, так же бессмысленно говорить об опыте многих успешно прошедших постколониальный период стран, когда для элиты гласно или негласно вводился запрет на роскошь, по крайней мере, на ее демонстрацию. Такой запрет позволяет достичь трех целей. Во-первых,  имеющиеся в стране средства направляются на модернизацию страны, развитие образования, производства и пр. Во-вторых, низшие сословия, уровень жизни которых в переходный период чаще всего падает, воспринимают это менее болезненно, присутствует понимание, что ради великих целей временные трудности переживает вся страна, вся нация, в обществе устанавливается гармония и социальный мир. В-третьих, новое поколение национальной элиты растет с сознанием того, что принадлежность к элите означает, в первую очередь, труд на благо нации, ответственность за судьбу страны, а не повышенный уровень потребления.

Ответственность – то, что отличает настоящую элиту, то, что делает ее жизнь осмысленной и целенаправленной, то, чего, к сожалению, так не хватает нашей «золотой молодежи». В этом виновато старшее поколение – родители, сложившаяся система образования. Один пример.

В Англии в закрытых школах для мальчиков из аристократических семей наказание палками запретили решением парламента лишь в конце 20 века, тогда как в  публичных школах  для детей из народа наказания эти были отменены еще в начале прошлого века. Палочные наказания в элитарных школах запретили, но строжайшая дисциплина, спартанские условия жизни в интернатах сохранились. Потому что родители, элита Британии,  очень четко понимают, что дети их с рождения находятся в привилегированных условиях, что для их детей опасность вырасти избалованными и никчемными вполне реальна.  Они хотят, чтобы в школе их дети узнали, что такое дисциплина, нужда и труд. Тот, кто не научился подчиняться, не имеет права руководить – таково кредо элитарного образования в Англии, закрытого для потомков нуворишей из других стран. Так Британская империя растит своих будущих пэров и адмиралов, руководителей бизнеса и науки.

У нас в стране платное образование пришло под лозунгом: «Мои родители платят Вам (или тебе), так что никуда не денешься, поставишь мне пятерку, выдашь диплом». За деньги родителей ребенок получает не более качественные знания, а возможность бездельничать, хамить педагогам и пр.

Лет десять назад я подрабатывала в одной из самых «крутых» на тот момент школ Алматы.  Для начала меня проинформировали, каких (точнее, чьих) детей мне доверено учить. Перед тем, как  позволить войти в класс, администрация школы жестко предупредила, что права делать замечания, тем более, повышать голос на детей, у педагога нет. Впрочем, в классе всегда находилась «классная дама», обязанностью которой было наблюдение за должным поведением преподавателя. На тот момент школе этой было три года. В ней было укомплектовано три класса – девятый, восьмой и седьмой. Семиклассники только пришли  сюда из обычных городских школ, восьмиклассники при здешних порядках проучились уже год, ну а девятиклассники были старожилами. Преподавать в седьмом классе было удовольствием, в восьмом классе половина детей саботировала занятия, в девятом классе урок слушали всего две девочки, остальные громко разговаривали между собой, задавали учителю вопросы, никакого отношения к теме не имеющие. Объяснить тему за время урока было невозможно. Часто на перемене после урока две слушательницы (русская и кореянка, специально отмечаю, потому что вела факультатив по казахской традиционной культуре) подходили ко мне и просили закончить рассказ. Тут обычно какая-нибудь из их одноклассниц-казашек подходила и гнусавила что-то вроде: «Олька, хватит, много будешь знать, голова будет болеть. Пошли покурим».

Такая вот картинка. В другой элитной школе, где в классе вообще сидели один-два уставших от жизни подростка, не имевших никакого желания учиться, педагоги от скуки с утра пораньше отмечали все праздники, вплоть до дня рождения сторожа.  Родители же были довольны: дети доставлены в «крутую» и гарантирующую безопасность школу за высоким забором, ответственность за избалованного отпрыска на несколько часов передана другим. Возможно, это крайний случай, но он характеризует наше, так называемое, элитарное образование.

Вседозволенность учеников и бесправие учителей в карикатурно устрашающем виде пародирует провинция. Во многих аулах ученики приходят на уроки пьяными или обкуренными, приносят спиртное и пьют прямо во время занятий. В одной из школ Алматинской области пару лет назад учительница в подобной ситуации сделала замечание дочери местного воротилы. Дело закончилось тем, что под шумное одобрение класса старшеклассница до полусмерти запинала учительницу, а потом ту еще и судили, почти весь класс дал свидетельские показания против «мугалим-апай». Такова «элитная молодежь» запасного состава.

На другой стороне казахстанского полюса – подростки и молодежь из малообеспеченных слоев. Они видят вызывающе наглую рекламу роскошных автомобилей, драгоценностей, заморских курортов на улицах и в СМИ. Эта реклама формирует их иерархию ценностей, их представление об успехе и цели жизни. Они знают, что все это доступно их сверстникам. Они мечтают иметь все это, но не знают путей, честных путей достижения мечты. Государство, общество забыло им показать эти пути. Как-то услышала фразу студента из провинции, проходившего мимо рекламного билборда, на котором хорошо одетый парень в окружении красоток сидел в роскошном авто: «Зачем жить? Такого у меня все равно никогда не будет». У этого парня апатия, а у другого назойливая реклама роскоши, проезжающие мимо на иномарках юнцы, вполне возможно, вызовут криминальные настроения, а  то и желание мстить.

Развитый мир давно уже убедился – индивидуальное благополучие невозможно в нищей, необразованной, криминальной стране. Апартеид невозможен.  Пора осознать нашей элите: привить своему ребенку чувство долга, чувство ответственности за страну  полезным не только для общества в целом, но и для психики конкретного ребенка. Чтобы не рвался он в нирвану раньше срока.
Позиция.kz, 2006