История и исторические этапы мифотворчества

Историю протоказахов и историю мифотворчества казахов можно подразделить на следующие этапы:

Первый – прототюркский. С конца неолита и энеолита до 1-3 веков до н.э.

Второй — собственно тюркский. С 1-3 веков до н.э. до 14-15 веков н.э.

Третий – собственно казахский. После 15 века по сей день.

Эти этапы (каждый этап по отдельности) состоят из несколько периодов.

 

Первый этап — прототюркский

 Он охватывает с конца неолита и энеолита до 1-3 веко до н.э. Для этих времен  фактически остуствуют письменные источники. Этот этап подразделяется, в свою очередь:

Первый – неолитический экстерриториальный период.

Последняя временная межа для этого периода – 6-5 тыс. до н.э. Это – т.н. гиперборейский (постгиперборейский) период, когда жрецы создали “технологию чтения Абак-тамги”, с помощью которой смогли создавать мифические архетипы и мифологический язык.  

Второй – энеолитический период.

5-3 тыс. до н.э. Он подразделяется на два пласта: Первый — гипотетическое существование протоэламско-протодравидско-прототюркского языка и соотвествующей языковой общности в Северо-Западном Иранском регионе, в составе т.н. Куро-Араксской энеолитической культуры (в 5-4 тыс. до н.э.), второй – существование собственно прототюркских культур на юге Туркмении (анауская, намазгы-тепинская и другие культуры) и Бактрии (юг Узбекистана и север Афганистана, т.н. “Балыкская культура”) (3-2 тыс. до н.э.)

Третий период – эпоха бронзы.

2 тыс. до н.э. (18-17 века до н.э. – 10-9 века до н.э.). Появление индоевропейскоязычных групп в степях восточнее Волги. Поэтапные миграции индоевропейцев (первая – прототохарская – в конце 3 тыс. до н.э., вторая – индоарийская – в 19-15 веках до н.э., третья – иранская – в 12-9 веках до н.э.) разрушили территориальную целостность прототюркского языка в Казахстане и Средней Азии. Про-тотюркский язык разделился на две крупные ветви: Первая – восточнопрототюркский язык – сохранилась в Алтай-Саянском регионе, и носители этого языка, в 2-1 тыс. до н.э. постепенно двигались и расселялись в монгольские степи вплоть до территории расселе-ния древних китайцев. Самым последним носителем этого языка являются хунну и их соседи. Вторая – западнопрототюркский язык. Сначала он подвергся влиянию древне-еиндоевропейского языка, затем – индоарийского, а после, в течение 1 тыс. до н.э. древне-иранских языков, в результате чего сильно иранизировался (в лексике, на уровне словообразования и предложения). Носители этого языка по этнографическим признакам, по культуре, хозяйству, искусству, мифорелигиозным верованиям стояли намного ближе индоиранцам. Поэтому, когда речь идет об этническом лице древних андроновцев или бегазы-дандыбаевцев, а также поздних скифов и саков, массагетов и савроматов, кангюйцев, усунь и юэчжийцев, нельзя с уверенностью и окончательностью утверждать, что эти племена были индоиранцами или просто иранцами. С таким же успехом эти племена или целиком, или частично могут быть и прототюрками. Ведь археологические данные эпохи бронзы, обычно традиционно интерпретируемые в связи с текстами Авесты и Ригведы, можно с легкостью интерпретировать как прототюркские. Да и в самих Авесте и Ригведе встречаются явно тюркские слова и мифические представления.

Четвертый период – раннекочевой или железный век.

1 тыс. до н.э. (8-7 века до н.э. – 1-2 века н.э.). Существование западнопрототюркского и восточнопротюркского языков в разных регионах. Западнопрототюркский язык и его носители жили в казахстанской части Степи и в Средней Азии, в среде или в соседстве с восточноиран-скими племенами и народами, культурно тяготели к древнеиранскому миру. А восточно-прототюркский язык и его носители жили в монгольских, саянских, забайкальских, китайских степях, в культурном отношении тяготели к древнекитайскому миру.

Второй этап — собственно тюркский

Охватывает с 1-3 веков до н.э. до 14-15 веков н.э. Подразделяется на следующие периоды:

Первый период – Урумский. 1-5 века н.э.

Начиная с 1 века н.э. восточнопрототюркские племена (хунну и околохуннские) стали заселять нынешнюю территорию Казахстана. За относительно короткий период (1-5 века) эти племена смешались с местным населением 1) с т.н. ираноязычными племенами и народами; 2) с западно-прототюркскими племенами; 3) отчасти с угороязычными племе-нами. В результате консолидации этих разноликих, разноязычных племен сформировался древнетюркский язык булгаро-гуннского типа, который распространился от Алтай-Тарбага-тайского региона до Волги и Дона.

Существование “Урумского творческого периода” выявлено только благодаря некоторым терминам и именам в казахском и общетюркском мифоэпическом ономастичес-ком фонде. Этимология, образ этих имен и слов, определение вероятности их существова-ния в конкретных этнокультурных средах позволили показать некую точку творчества, где древние представления и имена получили новую окраску. Такой точкой явилось государственное образование Варман или Урман (Урпен, в китайских документах — Юэбань), образовавшееся в конце 1-го или в начале 2 века и просуществовашее вплоть до середины 5 века. Юэбань или Урман (Урум) объединил и новых переселенцев – северных хунну и местные дохуннские племена. Именно здесь восточнопрототюркский (хунну) и западнопрототюркский (язык усуней, кангюйцев и др), а также восточноиранские диалекты (если, конечно, они действительно существовали в те времена на территории Северо-Восточного и Центрального Казахстана) смешались, в результате подобной мутации появился новотюркский (булгаро-гуннский) язык, ставший языком кочевых племен Казахстана в 2-6 веках (гуннский, булгарский, язык теле и др.). Одновременно с языками смешались и древние мифологические представления сторон, шел процесс приспособления древних прототюркских мифологическо-религиозных представлений к новым условиям этногенеза и культурогенеза. Такие слова, как “Урум ели” (страна Урум), “Орманбет”, “Асан кайгы”, “Балкантау” и т.д. существующие в языково-фольклорном фонде казахов (а также каракалпаков, киргизов, ногайцев, татар, башкир, туркмен, узбеков), по сей день,  восходят именно к источнику Юэбань.

Второй период – Раннедревнетюркский. 6-14 века н.э.

Появление в 552 году Тюркского каганата и стремительное распространение (за относительно короткий срок — 550-600 годы) его власти от Хингана до Дона позволили быстрому вхождению нового восточнотюркского диалекта на ареал булгаро-хуннского языка. В результате чего в последующие века именно из восточноновотюркского языка отпочковались карлукские, огузские, кыпчакские и другие тюркские языки. А более ранний булгаро-гуннский язык в 7-8 веках исчез из центральных регионов Казахстана, в 9-11 веках – из западных регионов Казахстана. Хазарский язык исчез в 11 веке, а булгарский язык – в 13-14 веках, только современный чувашский язык является самым отдаленным и вместе с тем, по сравнению с другими тюркскими языками,  самым ближайшим родствен-ным языком древнего булгаро-гуннского языка.

История Казахстана в 6-14 веках – крайне сложная. Быстрая смена племен с различными диалектами и государств, появление и распространение различных религиозных течений в разных уголках тюркоязычного мира (манихеизм, буддизм, несторианство, ислам и т.п.) требуют разностороннего изучения. Поэтому мы объединили эту пеструю историческую эпоху, начиная от Тюркского кагана и кончая завоеваниями Чингисхана и его потомков, в единый отрезок. Потому что: во-первых,  в это время фактически не менялся общетюркский язык (с периодическими монголоязыч-ными включениями), во-вторых, сохранялись древние, но уже деградированные представления, с незначительными новорелигиозными вкраплениями на местах (на юге Казахстана с 8 века – ислам, в Восточном Туркестане в 7-10 веках – манихеизм, буддизм, дисперсно — несторианство), в-третьих, не было крупного творческого импульса (не считая регионального Караханидского тюркско-исламского подъема). Поэтому на данном этапе мифологических исследований эту пору лучше рассматривать в общем плане, не вдаваясь во временные, пространственные, этнические и другие подробности.

Третий период – эпоха есен-казаков. 14 век. Этот период охватывает очень короткий промежуток времени – середину и вторую половину 14 века (1330-1390 годы, в более широком плане – до конца 16 века) и носит локальный характер, т.е. ареал творчества охватывает Мангистау-Устюртский регион (в перспективе – весь Западный Казахстан).

В 1312 году хан Золотой Орды Узбек провозгласил ислам государственной религией Дешти-Кыпчака. С этого времени окончательно решен вопрос религиозной принадлеж-ности казахстанской части Великой Степи. Ислам, проникший уже в 8 веке на юг Казах-стана, в 14-15 веках стал фактически единственной религией тюркоязычного степного мира. Из южных городов Казахстана и из Средней Азии на Мангистау и Устюрт, Едил-Жайыковское междуречье стали стекать исламские миссионеры (дервиши, машаики, диуана) различных толков ислама (суфийские, ханифитские, шиитские и т.п.).

В середине 14 века в Мангистау-Устюртском регионе образовалась аморфная “малая конфедерация” групп или ватаг степных изгоев – первых казачествующих людей, имевших самоназвание “казак”. Этническую основу этой группы составляли кыпчакоязычные субстраты – потомки диких половцев (они, в свою очередь, являются потомками древних булгар-кутригуров (протобайулы), и аланов, а также туркмен. Вот они-то, сохранившие “Урумскую информацию” (Асан кайгы, Урум, Орманбет, Балкантау и т.д.), создали новую мировоззренческую идею и мифоэпический ономастикон, адапти-рованные к требованиям исламской и суфийской веры. Это стало неким начальным источ-ником казахской, ногайской, узбекской, туркменской, каракалпакской культуры.

 

Собственно казахский этап

Первый период – середина 15 века – середина 16 века (1460-1555-е годы).

Этногенез современной казахской нации начался в конце 15 века, с появлением на карте Евразии государства под названием “Казак”. Но это было только региональное образование, объединившее только часть будущих казахов.

Второй период – середина 16 века – начало 17 века (1555-1620-е годы).

После середины 16 века алшины – т.н. ногаевские казаки вошли в состав Большого Казакского народа. И тем самым были объединены фактически все племена и роды, составляющие сегодняшних казахов.

Третий период – 1520-1720-е годы.

Современный языковой и культурный облик казахов сформировался “совсем недавно” – в 17 веке (точнее – в 15-18 веках). До этого времени западная часть казахов (казахи Младшего жуза) говорили на диалектах кыпчакского языка, близких ногайскому и каракалпакскому, северные казахи (Средний жуз) – на “староказахском” диалекте кыпчакского языка, а юго-восточные казахи (семиреченские или моголистанские казахи из Старшего жуза), вероятно, говорили на языке, близком уйгурскому и узбеко-карлукскому. В условиях многовекторной экспансии калмыцко-джунгарских племен в 17 веке весь Северный, Центральный, Западный и Восточный Казахстан, а также Семиречье оказались под властью джунгаров и калмыков – казахи указанных территорий были вынуждены сконцетрироваться, уплотниться в относительно маленьком пространстве Южного Казахстана, Каракумов,  Нуратау, Ташкента. Это позволило разнодиалектным, разноликим, разнокультурным казахам за 100 лет (1620-1720 годы) превратиться в нацию с единым, фактически без говорно-диалектных особенностей языком, вероисповеданием, культурой, генеалогией, литературным фондом.

 

Четвертый период – 1720-1920-е годы.

После 20-50-х годов 18 столетия, когда столетнее владычество джунгаров и калмыков кануло в историю, и территория западных и северных, восточных, юго-восточных земель освободилась, казахи стали заново заселять эти территории (в начале 19 века казахи уже освоили всю территорию нынешнего Казахстана). Нынешние некоторые языково-культурные отличия (не доходящие до уровня самостоятельного диалекта) казахов разных частей Казахстана – это результаты историко-географических, хозяйственных, политических условий 18-19 веков.

Ислам смешанного суфийско-ханифитского толка окончательно и полностью внедрился в самосознание, культуру, литературу казахов. Древние мифы переосмыслены в условиях госпоствующего вероисповедения.

Пятый период – 1920-90-е годы.