Даулеткерей

Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887) — великий казахский кюйши.
По происхождению чингизид из династии правителей Букеевской (Внутренней) Орды, продолжатель традиций школы төре-чингизидов.
Даулеткерей, с юности много слушавший симфоническую музыку, поднял казахский кюй на новый уровень, органично ввел в казахский кюй симфонизм как развитие собственно казахской музыкальной традиции на новом уровне. По словам Таласбека Асемкулова, многие кюи Даулеткерея производят впечатление, как будто они были созданы для оркестра, а потом переложены на домбру.
К сожалению, в Советское время наследие султана Даулеткерея оказалось под идеологическим прессингом. Ряд его выдающихся произведений был приписан другим казахским кюйши. Даулеткерея в основном стали трактовать как тонкого лирика, воспевавшего женскую красоту и красоту мира. Принцип симфонизма, введенный в казахский кюй Даулеткереем, был забыт и вновь введен в 20-30-ые годы, но сделано это было механически, не так красиво и органично как у великого кюйши.
Будучи близким родственником хана Джангира, принадлежа к правящей династии Букеевской Орды, Даулеткерей не мог открыто выразить свое отношение к восстанию, его предводителям Исатаю и Махамбету. Свои чувства он выразил в кюях «Жігер» и «Топан». По легенде, он пригласил в гости к себе всех известных домбристов Букеевской Орды и сказал: «Были у меня два орла — Жигер и Топан. Они улетели и не вернулись. Оплакивая их потерю, я сочинил кюи и хочу, чтобы все вы услышали их». По народной легенде, Курмангазы, поклонявшийся Исатаю и Махамбету, презиравший Даулеткерея как родственника Джангира, сразу понял иносказательный смысл кюев Даулеткерея, понял, каких орлов оплакивает султан, как искренне и глубоко его горе, и поклонился Даулеткерею.
Эту легенду Т.Асемкулову в 1976 году, когда он возвращался со службы в армии, рассказал случайный попутчик, старик — родственник Даулеткерея, севший вместе с женой в поезд в Саратовской и вышедший на станции Орбах (?) в Западно-Казахстанской области. «Бапас» — таково было уважительное прозвище Даулеткерея.

Кюи «Жігер» (энергия, решимость) и «Топан» (всемирный потоп, наводнение) отличает трагико-философское восприятие судьбы национально-освободительного восстания, шире, это осмысление судьбы казахского народа, кочевой цивилизации.
По мнению Таласбека Асемкулова, эти кюи Даулеткерея произвели огромное впечатление на казахских кюйши по всей степи. «Көкіл» Казангапа (Аральский регион) и «Ыңғай төкпе» Сугура (Южный Казахстан) развивают мысли Даулеткерея.

Прослушайте кюй Даулеткерея «Жігер» в исполнении Кали Жантлеуова

Прослушайте кюй Даулеткерея «Топан» в исполнении Кали Жантлеуова

Прослушайте кюй Даулеткерея «Көркем ханым» — «Красавица ханша» в исполнении Дины Нурпеисовой

Прослушайте кюй Даулеткерея «Көроғлы» в исполнении Рысбая Габдиева

Биография Даулеткерея представлена на сайте http://www.history.kz/biogr/Dauletk.php

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*