Абанг – Абак – круг и точка

 

Абак – самая простая и одновременно сложная геометрическая форма. Она состоит из двух элементов. Первый – круг (окружность), второй – точка в центре этого круга. Эти два элемента могут иметь и (имеют) собственные названия. Вот они то и составляют два самых первых искусственно созданных слова человеческого языка.

 

Само название абак-тамги, по О.Сулейменову, — “мунг”; так его услышали первые жрецы, тщательно вслушиваясь во все оттенки мычащего звукосочетания.

“Они услышали, что слово, начинаясь с губного согласного (M), продолжается тягучим носо-губно-небным гласным (U) и завершается носо-небно-гортанным согласным (N)”.

 

Но это название всей тамги, а для двух ее элементов название расчленялось, распределяясь следующим образом:

Название круга – “МУ”, название точки внутри (в центре) круга – “НГ”.

 

“МУ” – первый “животный” звук. На казахском корова “мо”-кает (мөңiрейдi), баран “ма”-кает (маң-ырайды).

 

“НГ” – первый “человечий” звук. Так плачет новорожденный, младенец (iңә-ләйдi, iңгә-ләйдi, где “инга” (нга, iңә, iңгә) – является первым звуком человека, издаваемым сразу после рождения).

 

Вообще слово “инг” (нг > ң) является общим названием звука, оно сохранилось во многих словах, обозначающих голоса, звукоизвлечение, например:

Маңырау – МАНГ-ырау – блеять; блеяние (барана); заблеять; верещать.

Мөңiреу – МОНГ-iреу – мычать, мычанье (коровы).

Аңырау – АНГ-ырау – плакать открытым голосом, навзрыд; реветь; рыдать: А-НГ.

Еңiреу – ЕНГ-iреу – плакать навзрыд; реветь; рыдать.

КҮҢiрену – КУНГ-iрену – рыдать:

КҮҢкiлдеу – КУНГ-кiлдеу – невнятно говорить, выражая неудовольствие; брюзжать; недовольное бурчание.

АҢқылдау – АНГ-кылдау – простодушно, откровенно говорить, смеяться.

ҚаҢқылдау – КАНГ-кылдау – отрывисто скулить; резко взвизгивать; визжать; кричать протяжно; курлыкать; гоготать (гуси). Канк – подражательное слово, обозначающее звяканье, тявканье; Канку – намек, ехидный намек.

ҚыҢқылдау – КЫНГ-кылдау – хныкать; нюнить (о ребенке); ныть; Кынкыл – хныканье, нытье.

ҚыҢсылау – КЫНГ-сылау – визжать; скулить; завываь. Кынгсыл – визг собаки, поскуливание.

СаҢқылдау – САНГ-кылдау – говорить громко, ясно, пронзительным голосом.

ШаҢқылдау – ШАНГ-кылдау – ругаться, кричать.

МыҢқылдау – МЫНГ-кылдау – бурчать; бормотать; гнусавить.

КеҢкiлдеу – КЕНГ-кiлдеу – смеяться.

МаҢқылдау – МАНГ-кылдау – гнусаво, сопато говорить.

МеҢiреу – МЕНГ-иреу – глухой, безмолвие, тишина.

ЫҢқылдау – ЫНГ-кылдау – стонать.

ЫҢырану – ЫНГ-ырану – тихо и протяжно стонать.

ЫҢырсу – ЫНГ-ырсу – тихо и протяжно стонать.

 

Это только часть звукоподражельных слов в казахском языке, есть еще другие примеры, и тем не менее, этих примеров вполне достаточно для доказательства первичности звука “НГ”.

 

Абак-тамга, т.е. круг с точкой внутри, – целостная структура, соединяя постоянные названия ее элементов «м» — (круг) и «нг» — (точка), мы получим название тамги в целом. Если мы назвали ее элементы с постоянными названиями (круг – “м”, точка – “нг”), то соединение этих названий будет составлять целостное название тамги – “М+НГ”. Но здесь мы не можем обойтись без гласных звуков:

М – “ам” (ум, ем, ым, ом, юм, аб, уб, ап, уп и т.д.).

НГ – “анг” (унг, енг, инг, юнг, онг, ан, ун, ал, ул, ар, ур и т.д.).

 

Здесь мы показываем цепь изменении (развития) звука “НГ”.

Б

П

Ф

М

НГ

Н

Л

Р

Й

Ш

Ж

Дж

Х

С

Х

Г

С

К

 

Это, конечно, упрощенная схематичная цепь, мы не доводим дело до лингвистических тонкостей, так как их слишком много и они очень сложны для понимания обычного читателя, поэтому, думаем, для нашей темы этого схематического изображения вполне достаточно.

 

“НГ” в большинстве случаев существует в составе одного слога, т.е. с гласными звуками, например, как “анг”, “унг”, “енг”, “онг”, “энг”, “инг”, “юнг” и т.д. И точка в центре круга называется не просто в виде “нг”, а в виде “анг” или “унг” и т.д. Тогда и цепь развития слога можно показать следующим образом:

 

аБ

аП

аФ

аМ

аНГ

аН

аЛ

аР

аЙ

АШ

АЖ

аДж

аХ

АС

АХ

аГ

АС

аК

Или:

уБ

УП

уФ

уМ

уНГ

уН

УЛ

уР

уЙ

УШ

УЖ

уДж

уХ

УС

УХ

уГ

УС

уК

Название круга – “М”, и мы можем показать цепь изменения (развития) звука “М”:

М

Б

П

Ф

Н

Л

Р

“М” в большинстве случаев существует в составе одного слога, т.е. с гласными звуками, например, как “ам”, “ум”, “ем”, “ом”, “эм”, “им”, “юм” и т.д. И круг называется не просто в виде “м”, а в виде “ам” или “ум” и т.д. Тогда и цепь развития слога можно показать следующим образом:

аМ

АБ

АП

аФ

аН

аЛ

АР

Или:

уМ

УБ

УП

уФ

уН

уЛ

УР

Поэтому название тамги может произноситься по-разному, например:

М-НГ > аМ-аНГ или Ма-НГа.

М-НГ > уМ-уНГ или Му-НГу.

 

Их слишком много, т.к. различные сочетания гласных и согласных звуков, изменение согласных и т.п. языковые изменения создают бесконечное число, перечень слов, поэтому мы можем показывать лишь конкретные цепи изменения этого слова и то лишь при необходимости. Во-первых, главное понять, что одно слово (м-нг, аманг) может быть прародителем нескольких тысяч других слов, во-вторых, понять технологию создания новых слов и понятий с помощью одного геометрического знака – круга с точкой внутри.

 

Теперь попробуем произносить название всей тамги (круга и точки) «Ам-Анг».

АмаБ

амаП

амаФ

амаМ

амаНГ

амаН

амаЛ

амаР

амаЙ

АмаШ

амаЖ

амаДж

амаХ

АмаС

амаХ

амаГ

амаС

амаК

Или варианта Аб-анг”:

абаБ

абаП

абаФ

абаМ

абаНГ

абаН

абаЛ

абаР

абаЙ

АбаШ

абаЖ

абаДж

абаХ

АбаС

абаХ

абаГ

абаС

абаК

Из этих вариантов казахи сохранили вариант “абақ” – название геометрической фигуры, родовой тамги некоторых казахских племен и родоплеменных объединений (круг или овал с точкой или черточкой внутри), например, тамги казахов сарыуйсуней (Старший жуз) и абак-кереев (Средний жуз) называются “абақ”. Это слово сохранилось в качестве названия тамги, этнонима или эпонима, мифоэпического и квазисторического антропонима, названия этнографического предмета.

Абак-тамга или круг с точкой внутри является графическим и лингвистическим первоматериалом, предназначенным для создания изначальных мифических архетипов, семантической цепи изменения изначальных сюжетных архетипов.

Если круг (“ам” или “аб”) означает пещеру или яму, то точка внутри круга (“нг” или, скажем — “анг”) может означать любой предмет, находящийся внутри пещеры, на дне этой ямы. Это простейшее понимание, а мифологическое сознание человека (жреца) может подразумевать в этих знаках различные сочетания связей. Некоторых из них мы можем показать в виде таблицы:

 

Круг – ам” (аб).

Точка в центре круга – “анг” (нг).

 

 

Скорлупа, оболочка любого предмета.

Любой предмет, любая вещь внутри оболочки.

Такие слова, как “кабинет”, “кабина”, “капот”, “кабаре”, “капюшон”, “капище”, “капсул”, “капсула”, а также собственно казах. слова – “қапы” (ворота), “қап” (мешок, оболочка), “қабақ”, “кеуек” (пещера, углубление), “қапас” (тюрьма), “абақты” (тюрьма), “қабат” (слой, оболочка), “кабық” (оболочка), “жабық” (закрытый, крытый), “жабын” (крыша, навес, одеало) и т.д. — все они восходят к праформе Ab— (*Kab-), “оболочка, пространство внутри чего-то, замкнутое, закрытое пространство”.

 

Вода.

Земля на середине воды.

Земля на дне воды.

В горизонтальной модели мира землю окружают воды океана.

В архаических космогонических мифах создатель поднимает зародыш земли со дна первичных космических вод.

Т.н. индоиранское (иранское) слово “аб”, означающее “воду” является лишь вторичным, производным значением первичной праформы *Ab-, “внешняя оболочка”.

 

Вода.

Огонь.

Связь огня с водой сохранилась во многих мифах, здесь огонь может выступать как зародыш жизни, мировое яйцо, плавающее на воде.

Корзина с младенцем, плавающая на воде.

 

Небо.

Земля.

Небо – это первичные космические воды, поэтому это сочетание соответствует сочетанию вода и земля.

 

Хаос.

Космос внутри хаоса. Порядок.

Казахское “қуыс” (щель, теснина, выемка, пора), греческое “хаос” имеют общий источник – праформу *Kauos, “замкнутое, пещерообразное пространство”.

 

Скорлупа яйца.

Желток или вся жидкость внутри яйца.

Мотив мирового яйца – характерное понятие для многих мифотрадиций.

Латинское “обо” (ово)“яйцо” происходит от праформы *Ab— (*ob-), “оболочка, круглость”, сюда же относятская русск., “оболок”, “яблоко”, “овал”, казахск., “сопақ” (овальный).

 

Утроба женщины.

Семя, сперма, зародыш, эмбрион.

Общетюркское “ам” (гениталии, женский половой орган), латинско-романские слова: “амур”, “ами” (любовь).

 

Мать. Родитель (родительница).

Ребенок, дети, потомство.

Слова, обозначающие “мать”, “женщину” (позднее и “отца”, вообще – “родителя” – тюркск. “ама”, “аба”, “абысын”, “„пке”, “„би”, “апа”, а также аббат, аплу, абель, аполлон, восходящих к праформе *Am— (Ab-).

 

Пещера.

Человек, любое живое существо.

Пещера – первое замкнутое, защищенное пространство, где первобытный человек мог жить, защищаться от хищников, природных неудобств.

Казахск., “кеуек”, “қабақ”, “қапас”, “апан”, “абақты”, “лабақ”, означающее пространство внутри чего-то, а также русск. “капище”, и т.д.

 

Дом.

Семья, люди одного рода.

Общетюркск., “аб”, “ев”, “оба” (дом).

 

Страна.

Народ, племя, род.

Тюрко-монгольск. “абак”, “аймак”, “амак”, “обох”, “омог”, “опа”, означающие “род”, “племя”.

 

Ойкумена.

Человечество.

Мифогенеалогические антропонимы Яфет (Яфес), Адам, Абель, Абулджа, Аваллах, Аплу, Аполлон и т.д. – различные вариации праформы *abang или *amang.

 

Могильная яма.

Мир мертвых

Мир предков.

Труп, мертвец.

Духи мертвецов.

Духи предков.

Казахск. “апан” (яма), “оба” (надмогильное скопище из каменных обломков).

 

 

 

 

 

 

 

Это только некоторые примеры чтения тамги, а также отдельные сохранившиеся или существующие в различных языках слова. Их очень много, весь перечень и объяснение таких слов составили бы целый справочник энциклопедического типа.


Точка – “НГ”

Точка внутри круга, таким образом может означать:

 

Во-первых – любое живое существо, начиная от эмбриона, клетки, спермы и до зародыша, ребенка, человека, семьи, рода, племени, народа, человечества, а также чисто мифологические различные духи, боги, и т.д. Т.е. “НГ” – это “элементарное или универсальное живое существо, жизнь”, “изначальная жизнетворящая субстанция”. Существующие в различных языках “очеловечивающие” суффиксы как “-инг” (инглинг, викинг), “-унг” (нибелунг), “-ин”, “-ян”, “-янин” (славянин, эллин), “-ан” (американ, тропикан), “-яг” (варяг), “-он” (аполлон), а также прототюркские “-ұн”, “-үн”, “-ун”, “-ын”, “-iн”, “-ан”, “-ен”, “-он”, “-өн” (құлын, бодун, бөкен, келiн, қоян, ґлан, оқлан, и т.д.) берут начало от единственной праформы *NG.

 

Во-вторых, любой объект, материальное пространство, начиная от мельчайшей точки (атома, молекулы) в двухмерном или трехмерном измерении, и до бесконечной вселенной. Т.е. “НГ” – “элементарное или универсалное пространство, материя” (нуклеус, нукте, нақты, нық, ноқат, нґқып көрсету).

НГ – как точка или линия на пространственно-временном континууме – некая разделяющая черта, граница, точка соприкосновения различных (и реальных, и мифологических) пространств, явлений и временного момента. Это можно лучше понять с помощью казахских слов:

 

Существующие слова и их реальные значения

Русская транскрипция и расчленение на отдельные компоненты

Значение

 

НГ – пространство или черта, промежуток, фокус (точка пересечения) пространства или времени

 

Деңгей, уровень”

Де-НГ-кей

До и после НГ, т.е. между до и после чего-то, данное время, уровень.

 

 

Көлденең, “горизонтально”

Кол-Дене-НГ

Кол, “диагональный”, дене, “тело”. “Пространство диагонально расположенного тела”.

 

Алдыңғы, “передний”

Алды-НГ

Перед НГ

 

Үстiнгi, “верхний”

Усти-НГ

Верх НГ

 

Бұрынғы, “ранний”

Бур-уНГ

Раньше НГ

 

Кейiнгi, “поздний”

Кей-иНГ

Позже НГ

 

Астыңғы, “нижний”

Асты-НГ

Ниже НГ

 

Көлеңке, “тень”

Кол-еНГ-кей

Кол, “диагональный”, кей – “позже” или “сторона”; “последствие диагонального НГ”

 

Соңғы, “последний, крайний”

Со-НГ

Тот НГ, слово “сол” (левый, тот) является последним результатом “сонг”.

 

Оң, “правый

О-НГ

Этот НГ

 

Төменгi, “нижний”

Том-еНГ

Темный, нижний НГ

 

Қараңғы, “темный”

Кара-НГ

Черный НГ

 

Ертеңгi, “утренний

Ерте-НГ

Утренний НГ

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть и другие примеры, не только из казахского, но и из других тюркских языков. Преимущество тюркского (да и любого агглютинативного) языка перед другими (например, флективными, как индоевропейские) языками состоит в том, что он может сохранить древние, даже древнейшие слова и понятия в составе современных слов в качестве незаметных слогов, даже отдельных звуков.

 

Знание таких тонкостей вездесущей праформы *NG позволяет в дальнейшем лучше вникать в этимологию мифологических слов, терминов и значений.

Танг и Канг

Сначала поговорим о двух, самых необходимых для нашего исследования праформах, как *T— (at-, ut-, ta-, tu— и т.д.) и *K— (ak-, uk-, ka-, ku— и т.д.). Они обе восходит к праформе *NG, т.е. они создавались в результате изменеия: “нг” > “й” > “дж” > “д” > “т” и “нг” > “й” > “дж” > “г” > “к”.

 

Праформа *T означает любое действие, например, казахские “ат” (стреляй), “өт” (проходи), “ет” (делай), “де” (говори), “ұт” (выиграй), “кет” (уходи), “жат” (ложись), “тарт” (тар-ет, тяни), “құрт” (кур-ет, уничтожь), “бат” (утопись), “жұт” (глотай), и др., а также глагольные окончания русского языка, как “-ят”, “-ит”, “-ут”, “-ет”, “-ат”, “-ют”, “-ять”, “-ать”, “-ить”, “-уть”, “-еть” (лежат, лежит, лежать, стоять, стоят, идут, воруют, и т.д.), восходящие, в свою очередь, к прототюркскому глаголу “ет”. В этот перечень входят и такие понятия, как “жизнь” (тi-рлiк, тi-рi), “рождение” (туу), “огонь” (от), и т.д. Слова вспомогательного характера, например, немецкие das, di, английское the, романские de, du также восходят к праформе *T.

 

Окончательное значение праформы *T— – “жизнетворящее, созидающее действие”.

Праформа *K означает некую конкретность, индивидуальность, форму. Например, в таких словах, как “кабак”, “кабина”, “кауак”, “капсула”, “кабаре”, “кеуек”, “капас”, “капюшон”, “кобус”, “куб” перед праформой *ab— (ob-), означающей “круг, окружность, внешность, оболочка”, стоит постоянный показатель *K-, конкретизирующий и индивидуализирующий ту окружность и оболочку. Древнейшие суффиксы тюркского языка – “-iк”, “-ық”, “-ақ”, “-ек”, “-ұқ”, “-үк”, “-өк”, “-оқ” (өл-iк, көл-үк, жар-ақ, құд-ұқ, көк-өк, бөл-ек), суффиксы русского языка – “-як”, “-яг” (моряк, варяг, т.д.) и предлог – “к” также восходят к этой праформе.

 

Мы уже знаем значение точки внутри круга (“анг” или “унг”), это – 1) “элементарное пространство – материя”, 2) “живая материя”. Соединяя с этой “точкой” праформы *T и *K получаем новые слова:

*T+aNG > *Tang, “животворяющее, созидающее, жизнеутверждающее простран-ство” или “живая материя, создающая, рождающая новую жизнь”.

*K+aNG > *Kang, “конкретное, индивидуальное пространство, имеющее некую защищенность и оболочку” или “конкретная и индивидульная живая материя”. Эти два слова и во взаимосвязи, и по одиночке играли важную роль в прототюркской мифологии, следы которой сохранились в отдельных словах и понятиях современных тюркских языков.

 

В новом варианте “чтения” абак-тамги, т.е. круга с точкой внутри, праформа *Tang стала обозначением “круга, окружающего точку”, а праформа *Kang – обозначением “точки внутри замкнутого пространства”. Таким образом “танг” и “канг” стали одновременно и взаимосвязанными, т.е. не существующими друг без друга и противоположными по природе понятиями.

 

Круг – Танг

Точка – Канг

 

 

Танг – первичные космические воды, окружающие мироздание.

Танг – море, окружающее землю.

Канг – зародыш земли, находящийся на дне первичных вод или плавающий на поверхности первичных вод.

Канг – мировое яйцо, плавающее на первичных водах.

Тюркские слова “теңiз”, “тенгиз”, “теле”, “телегей”, “дала”, “толуй”, “далай” (море, океан, бесконечность, протяженность).

 

Танг – небо, космическое пространство.

Канг – земля, средний мир.

Тюркское “Тенгри” (Тәңір, Тәңiрi, “небо”) произошло от праформы “танг”.

 

Танг – гора.

Канг – пещера внутри горы.

Канг – руда (кен), рудник (кенiш), материальное богатство в недрах земли.

Тюркские “тай”, “таг”, “тау” (гора), “тас” (камень) – реликты этой праформы.

Мифические пространства Удук-Канг (Отюкен), Ергене-Конг (Ергенекон).

 

Танг – первое животворящее существо, материнская утроба, Мать.

Канг – живое существо, рожденное первосуществом, зародыш, потомок, Сын.

Имена мифических антропонимов и этнонимов – Тана, Дану, Ажи-Дахака, Ахи-Будхнья, Эхидна, Нидхегг, Таз, Даса, Даха, Тай, т.п. (восходящие к праформе “танг” > “тан” и “танг” > “тай” > тах, тадж, тас, таз) – означают “Праматерь всего живого”.

 

Танг – воды мирового потопа.

Канг – лодка, ковчег.

Изначальная форма казахско-тюркского слова “қайық” (лодка, каюк, каяк)“кангук” > “кайук”. Мифическая Кангха, построенная Йимой, а также Ергенекон и Отюкен, укрывшие тюркских первопредков, по функциональным значениям идентичны ковчегу пророка Ной.

 

Танг – мировой змей, окружающий землю.

Канг – земля.

Имена мифических антропонимов и этнонимов – Тана, Дану, Ажи-Дахака, Ахи-Будхнья, Эхидна, Нидхегг, Таз, Даса, Даха, Тай, т.п. также означают змея, дракона.

 

 

 

 

 

 

 


В современном казахском языке рудименты этой пары (древнего единства противоположностей) сохранились:

Танг > Түн, “ночь”.

Канг > Күн, “день”.

Слова “түн” (ночь) и “күн” (день) существуют до сих пор.

 

 

Танг > Таз, “лысый, плешивый” – одно из имен Луны

Канг > Күн, “Солнце”.

 

Танг > Тей, Дей, “до чего-то” (дейiн).

Канг > Кей, “после чего-то” (кейiн).

Слова “дейiн” (до) и “кейiн” (после) существуют до сих пор.

 

Танг > Тан (Тән, Теңе), Дене, “тело”.

Канг > Қан, “кровь” (душа).

“Авестийские” обозначения “тела” (Tan) и “души” (Ian), очевидно, заимствованы из прототюркского языка.

Также, очевидно, прототюркские “танг и канг” по своему значению идентичны с китайскими “инь и ян”.

 

Танг > Тай, “самец”, “мужчина”. Реконстрируется с помощью слов “тайлак”, “тай”, “тайын”, обозначающих молодого самца (верблюда, коня, быка).

Канг > Кай, “самка”, “женщина”.

Результаты цепи изменения “кангун” > “кайун” > “кадун” сохранились в тюркских языках, например, “қатын”, “хатун”, “гадын” (женщина), “қайын” (родственники мужа со стороны жены, т.е. отец жены – “қайын ата”, мать жены – “қайын ене”, старший брат жены – “қайын ага”, младший брат жены – “қайны”, старшая сестра жены – “қайын бике” и т.д.).

 

Танг > Тай, “царь”; реконстрируется с помощью монгольского титула “тайчжи”.

Канг > Кай, “царица”; реконстрируется с помощью древнетюркского титула “катун” (жена кагана).

 

 

 

 

 

 

 

Слова казахского языка “тұңғ > “тұңғыш” (самый первый, впервые, первенец), “тұмса” (первый, родящая впервые), “тұңғиық” (бездна, бездонность, глубина), “түнек” (тьма, мгла), “томен”, (низ, нижний), “тұман” (туман, мгла), “тын” (безмолвие, отдых, покой) и др. – произошли от многовековых трансформаций праформы “Танг”; первич-ность, глубина, мгла, покой, безмолвие, низ, темнота – все это характерно для мифического начала – Хаоса, первичного моря.

Урунг – Уранг

Вновь вернемся к тамге “абак”, т.е. кругу и точке внутри этого круга. Круг называется “ур” (ор), а точка внутри круга – “нг” (“унг” или “анг”). Полное “чтение” тамги – “Урунг” или “Уранг”.

 

Казахский язык сохранил древнейшее значение слова “ур” (ор), это – “ров”, т.е. яма, расщелина. Яма сверху кажется кругом.

 

Слово “нг” может измениться по уже указанной последовательности, поэтому певоначальное слово “Урунг” (Уранг) в дальнейшем в разных языках будет произноситься по-разному, в том числе как Уран, Урай, Урум, Урд, Урна, Уром.

“Чтение” круга с точкой внутри как “урунг” (уранг) дает такие же результаты, как и “чтение” в виде “абанг” (аманг).

 

Круг – Ур” (Ор)

Точка внутри (в центре) круга – “нг” (“унг” или “анг”) с дальнейшими фонетическими вариациями

Примеры и сохранившиеся слова-реликты.

 

 

Ур – круг – материнская утроба, гениталии.

Самка, женщина, мать.

Унг – точка в центре круга – семя, зародыш, эмбрион внутри материнской утробы.

Самец, мужчина, отец или сын.

Казахско-тюркск. ургаши (ұрғашы) – “самка, женщина”, урук (ұрық, ру) – “семя, сперма, племя, род, поколение, потомство”, урумак > урмак > урпак (ұрпақ) – “поколение”, урум (өрiм) – “молодой человек”, урен (өрен) – “юноша”, урукан > уркен (өркен) – “подросток, отросток”, урум (үрiм) – “поколение, потомство”. Ұрағұт (др.-тюрк.) – “женщина”, урдуд (калмык), уре-сады (тува), урум (кирг.) -“поколение, потомство”, Вервь (др.русск.), врвник (серб-хорват.), “родственник”, Уруалан (хетт. – хатт), uarualan “семья, поколение, потом-ство, происхождение”, Варвалай (лувий), (warwala/i)” – семя, зародыш, поколение, потом-ство”, ур-ук-ан > уркан > орган > организм (латин.),

 

Ур – круг – гора, глыба

Унг – точка в центре круга – пещера, щель внутри горы.

Казахск. Ур (өр) – “подъем, возвышенность, верх”; өрлеу (идти, выкарабкаться на верх, возрождение), өрмелеу (выбраться на верх), Латинск., орос – “гора”; орогенез, ороним.

 

Ур – круг – первичные воды, океан, море.

Космос, мироздание.

Унг – точка в центре круга – земля, окруженная первичными водами.

Ойкумена.

Уран (греч.), Варуна (индоиранск.), Аруна (хетт.), Юрюнг (саха-якут.), Рангха (авест.), Ранга (ригвед.). Все эти слова и образы – прототюркского происхождения

 

Ур – круг – вода

Унг – точка в центре круга – земля, ил под водой. Зародыш земли.

 

Ур – круг – пещера

Унг – точка в центре круга – живое существо (человек) или вешь внутри пещеры

Казахск. “унгур” (үңгiр) – “пещера”, “ангар” (аңғар) – “долина”.

 

Ур – круг – мировой змей, окружающий землю.

Унг – точка в центре круга – земля, окруженная мировым змеем.

Эрмунганд или Мидгардорм (герм.-сканд.), где компонент “эрм” (орм) означает “змея”.

 

Ур – круг – яма, ров,

Унг – точка в центре круга – нечто (некто) в яме.

Казахск. орау (мотать, оуружить, делать круговое движение), орақ (серп, полукруг), орам (моток, много кругов), оралаң (извилистость, след или двидение змея), орағыту (окружить, обойти), оралу (вернуться, возвращаться, сделать круг, обращение),

 

Ур – круг – дом, город, крепость, государство, общество.

Унг – точка в центре круга – человек, племя, род, народ, че-ловечество.

Урум. Вара. Урук, варош (венгр.)

 

Ур – круг – вода

Унг – точка в центре круга – огонь

Унг > Ут; уду (шумерск.), “огонь”, “солнце”, “священный”, от (казахск.), “огонь”, ыдук (др.-тюркск.), “священный”.

 

Ур – круг – тело

Унг – точка в центре круга – душа

Уром – первочеловек (удмурт), үрей (казахск.) – “душа, страх, ужас”, Урван (авест.) – “душа, покидаюшая тело после смерти”, уруакан (армян.) – “призрак, привидение, дух мертвеца”. Урувана (хуррит.) – имя божества.

 

Ур – круг – могила, мир мертвых, нижний мир.

Унг – точка в центре круга – труп, мертвец, предки, духи.

Ор (яма, казахск.), Ур (могила, монгол)

Унг > уль > өл, смерть

 

 

 

 

 

 

 

Теперь попробуем произносить название всей тамги (круга и точки) “Ур-Унг”:

уруБ

уруП

УруФ

уруМ

уруНГ

уруН

уруЛ

УруР

уруЙ

УруШ

уруЖ

уруДж

уруХ

уруС

уруХ

уруГ

уруС

уруК

Или:

ураБ

ураП

УраФ

ураМ

ураНГ

ураН

ураЛ

УраР

ураЙ

ураШ

ураЖ

ураДж

ураХ

ураС

ураХ

ураГ

ураС

ураК

 

По этому образцу можно произносить и “енг”, “онг”, и ”Уренг” и “Уронг” и др.

Получается набор из слов, знакомых и незнакомых, известных и неизвестных. Все эти слова, если верить схеме, должны иметь общий, единый источник. Некоторые из этих слов встречаются в различных мифологических традициях в качестве имени божества или мифического героя или мифического термина. Например, саха-якутское верховное божество “Юрюнг” и древнегреческий бог неба “Уран”, удмуртский первочеловек “Уром”, казахский дух мертвеца “Урей” и змей “Уран”, древнеегипетский священный змей “Урей”, шумерская богиня земли, жена неба Ана – “Ураш”, название шумерского города “Урук” и т.п. Их можно перечислять еще долго. Суть не в этом. Главное – мифические названия различных по времени и географии существования культур и языков могут иметь общий источник. Конечно, только внешнее, фонетическое сходство не может являться доказательством, так как всегда существует контраргумент о случайности подобных сходств. Поэтому, кроме этих сходств, необходим другой (хотя бы один) аргумент в пользу идеи о единстве источника. Анализ каждого мифического образа, его мифологических функций, а также связей с другими образами может дать некоторые общие признаки и свойства, которые и станут нашим вторым аргументом.

 

Итак, для того чтобы признать сходство образов различных, официально несовместимых (в историко-георгафическом и культурно-языковом отношениях) мифотрадиций, их происхождение от единого, общего источника — необходимо:

 

Первое – лингвистическое (фонетическое) сходство. Оно является не доказа-тельством, но может стать поводом для поиска других, более верных доказательств.

 

Второе – сходство (соответствие) мифологических образов и функций. Количество мифо-функциональных соответствий зависит от обеспеченности необходимым информационным материалом и колеблется от одного доказательства до нескольких.

Иногда функциональное сходство образов может дать пищу для размышлений, даже если отсутствует схожий лингвистический материал. Например, мы, анализируя мате-риалы казахского сказочного фольклора, натолкнулись на сюжет, фактически соответствующий греческому мифу о Персее и Андромеде. Сказочный герой спасает ханскую дочь от драконоподобного существа (как Персей, убивающий чудовище, спасая царскую дочь Андромеду). Конечно, соответствие сюжета – это еще не доказательство, так как подобные сюжеты можно встретить в сказочном фольклоре любого народа Евразии. Это подтвердит любой фольклорист, знакомый с указателем сказочных сюжетов Аарне-Андреева. Дело в том, что аналогичный сюжет у казахов встречается только в тех сказках, где явно выражена цепь событий и их участников, характерных для астрального мифа. Поэтому “месторасположение” в общем контексте сказки сюжета “девушка и айдаһар” соответствует расположению созвездий Персей и Андромеда в ночном небе.